Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Женщины-предприниматели из развивающихся стран рвутся на MBA

Женщины-предприниматели из развивающихся стран рвутся на MBA

В начале 2012 года на аризонском кампусе Thunderbird School of Global Management был устроен крытый рынок. 28 предпринимателей, женщины из стран с развивающейся экономикой, продавали самые разные товары, начиная с ювелирных украшений и одежды и заканчивая  продукцией по послеродовому уходу.

Это яркое мероприятие стало одним из результатов инициативы Goldman Sach «10.000 женщин». Эта стартовавшая в марте 2008 года кампания продолжительностью пять лет и с бюджетом $100 млн. направлена на поддержку и обучение бизнесу и менеджменту женщин, руководящих компаниями малого и среднего бизнеса в странах с развивающейся экономикой.

Инфографика: Женщины на зарубежных программах MBA

Отправной точкой этой инициативы стало исследование Goldman, которое показало, что  поддержка женщин-предпринимателей приносит дивиденды. По мере расширения фирм, предприниматели вносят свой вклад в развитие сообщества, так как нанимают местную рабочую силу, занимаются образованием и оказывают финансовую поддержку.

«Инвестиции в женщин являются одними из самых дальновидных для экономического роста и создания рабочих мест», - подчеркивает Дина Пауэлл (Dina Powell), президент фонда Goldman Sachs Foundation, благотворительного подразделения этого инвестиционного банка.

В инициативе Goldman принимают участие более 75 образовательных и некоммерческих организаций-партнеров, включая 30 бизнес школ, в число которых входят Columbia, Stanford, HEC Paris, Iese, Insead, Pan-African University и University of Cape Town Graduate School of Business.

Формат участия относительно гибкий, каждая школа развивает свою программу в зависимости от времени, источников и партнеров, но все программы финансируются Goldman Sachs и Goldman Sachs Foundation. Некоторые учебные заведения сотрудничают с бизнес школами в развивающихся странах в сфере подготовки преподавателей и создания программ для женщин-предпринимателей, которые соответствовали бы культуре страны.

Например, школа Thunderbird открыла программы в Афганистане и Перу совместно с American University of Afghanistan и Universidad del Pacifico. Программа в Афганистане существует уже четвертый год, за это время ее окончили 150 женщин, и еще 150 предстоит обучить. Участники изучают материал 80 академических часов, а также получают помощь наставников и принимают участие в торговых выставках и семинарах.

В Indian School of Business в Хидерабаде прошли обучение почти 1100 женщин-предпринимательниц в пяти городах: в самом Хидерабаде, а также Бангалоре, Дели, Мумбаи и Пуне.

Saïd Business School при University of Oxford сотрудничает с Zhejiang University и School of Business Administration при Southwestern University of Finance and Economics, оба учебных заведения расположены в Китае. Их программы окончили 862 студента.

Спустя четыре года участия в кампании, некоторые школы начинают переходить на следующий уровень. Рынок в Thunderbird – это элемент новой модели, стартовавшей в школе в этом году, которая неофициально называется «Глобальная группа» (‘The Global Cohort’) и сотрудничает с Госдепартаментом США. Эта программа двухнедельных интенсивных тренингов направлена на около 100 мелких предпринимателей и будущих бизнес-леди – женщин, которым не хватает знаний, чтобы составить бизнес-план, управлять потоком денежных средств и рекламировать свои компании.

«Мы не могли проводить традиционную программу в их странах, поэтому сделали наоборот и привезли их в Thunderbird», - объясняет Келли Крайзер (Kellie Kreiser), исполнительный директор Thunderbird For Good, программы по расширению охвата.

Кроме того, Indian School of Business работает с TechnoServe, глобальным социальным предприятием, предлагающим консалтинговые услуги лучшим студентам, а выпускники Saïd проводят лекции в Китае. Например, бывший студент Saïd MBA, юрист по корпоративным вопросам,  ведет занятия по управлению в компаниях. «Goldman Sachs стремится обеспечить дальнейшую выгоду для других людей», - замечает Марк Вентреска (Marc Ventresca), профессор организационной и экономической социологии в Saïd.

 Школ-участниц вдохновляют истории успеха предпринимателей, которые происходят у них на глазах. «За последние три года мой доход от продаж увеличился почти на 250%, - заявляет Дивья Кешав (Divya Keshav), владелица типографской фирмы в Нью-Дели, которая прошла подготовку в ISB. – Вырос и коэффициент прибыльности, благодаря сокращению расходов и более оптимальному управлению ресурсами, сырьем и финансами». Сейчас Дивья занимается наставничеством в колледже и объясняет студенткам важность предпринимательства.

Goldman Sachs заявляет, что из 5500 женщин, которые на данный момент прошли обучение, 80% отмечают рост дохода, 60% создали новые рабочие места, а девять из десяти стали наставницами для других женщин.

«Исследование показывает, что инициатива «10.000 женщин» достигает своих стратегических целей – ускорения экономического роста и создания рабочих мест. Во многом, это заслуга наших образовательных партнеров, - объясняет Дина Пауэлл. – Но главным наследием этого проекта станет сеть общих знаний, квалификации и человеческого капитала».

Ожидается, что к концу этого года эта инициатива охватит 7500 женщин, и к декабрю 2013 года общее число участниц составит 10.000.

Результаты исследования

Отчет, опубликованный 1 марта глобальным исследовательским институтом «Международный центр исследования по проблемам женщин» подтверждает успех кампании «10.000 женщин». Согласно сведениям, которые предоставили две группы женщин-предпринимательниц, окончивших программы Indian School of Business в Нью-Дели и Хидерабаде, за 18 месяцев их доход удвоился, а количество сотрудников выросло, в среднем, с шести до десяти человек.

Отмечается и широкое применение таких практических навыков, как составление бизнес планов и ведение переговоров, многие женщины-предприниматели сообщили, что стали увереннее работать в секторах, где преобладают мужчины.

«Многие женщины, которые поступили на программу, даже не могли написать бизнес-план на пять лет, - отмечает Сара Камбу (Sarah Kambou), глава Центра. – То, что мы помогли им его составить, гарантирует, что по окончании программы они смогут добиться экономического роста».

Это исследование также уделяет особое внимание созданию сетей поддержки женщин. Одни женщины-предприниматели становятся наставниками, помогая остальным, в том числе своим родственницам, заняться бизнесом. Другие используют такие средства, как Facebook как средство помощи и консультаций для достижения успеха в бизнесе.

«Эти результаты вдохновляют, - говорит Камбу. – Инициатива «10.000 женщин» направлена на решение давно назревшей проблемы».

Акцент на Китае

Инициатива Goldman Sachs уделяет особое внимание Китаю, где проводится совместная программа MIT Sloan School of Business и Yunnan University. Программа продолжительностью три года стартовала в марте, в первом наборе участвуют 50 студентов-владельцев малого бизнеса. Ее цель состоит в том, чтобы обучить 300 женщин-предпринимательниц в Юньнане.

«Юньнань – это одна из беднейших китайских провинций. В таких регионах женщины являются ключевым импульсом  экономического роста, создания рабочих мест и т.д., - утверждает Яшенг Хуанг (Yasheng Huang), профессор китайской экономики и бизнеса на международной программе в MIT Sloan. – Мы стремимся улучшить положение Китая в отрасли услуг, секторе, где работают многие местные предприниматели. Эта программа обеспечивает не только обучение, но и предоставляет доступ к сетям и сообществам».

 По материалам: ft.com 

 


Назад