Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Выпускникам MBA не хватает традиционного набора навыков

Выпускникам MBA не хватает традиционного набора навыков

Генри Минтцберг (Henry Mintzberg) первым подчеркнул это еще 25 лет назад, но никто из игроков рынка – ни бизнес школы, ни отрасль, ни студенты – не захотел слушать, потому что всем было удобно в сложившейся ситуации. Возможно, никто просто не понимал, почему традиционные программы MBA готовят «слишком погруженных в анализ и оторванных от практики менеджеров». В конце концов, мы разумные люди и принимаем разумные решения. Так в чем проблема?

Рынок труда, знакомый моему отцу, был приблизительно таким: одна работа на всю жизнь; линейное развитие карьеры в рамках определенной профессии, которое зависит от глубоких, часто технических знаний; строгая иерархия; односторонняя коммуникация сверху вниз; деление на правильное и неправильное; сосредоточенность организаций на внутренних процессах. В таких условиях создавались программы МВА и разрабатывались навыки, которым до сих пор обучают студентов.

Но этого рынка больше нет. Средний американец, которому больше 40 лет, успевает сменить не менее 10 мест работы. Ушла в прошлое идея пожизненной работы на одном месте, изменилось и многое другое: часто сотрудники не работают в офисе, а покидают  крупные организации, чтобы развивать независимую карьеру – и даже не одну – через сети контактов. Теперь важно не что мы знаем, а как применяем полученные знания – пресловутая экономика знаний. Добавьте сюда постоянное общение, глобальный охват, краудсорсинг (передачу ряда производственных функций неопределённому кругу лиц без заключения трудового договора), открытое программное обеспечение и инновации, и окажется, что современный рынок труда сильно отличается от того, на котором работал мой отец.

Результатом этого стали неясные и комплексные условия, в которых не хватает данных для традиционного анализа, так как никто не может разобраться во всех деталях головоломки. Вместо черного и белого мы видим всевозможные оттенки серого, обучение происходит на основе исследования и эксперимента, а не в формате передачи знаний. Для работы на этом рынке не достаточно рационального подхода, традиционного для программ МВА, теперь нужны навыки эмоционального интеллекта, лидерства и принятия решений в неоднозначных обстоятельствах. В основе нового набора навыков должно лежать интегративное системное мышление, понимание своих сильных и слабых сторон и готовность строго придерживаться этики бизнеса.

Кроме того, требуются курсы, посвященные моделям бизнеса и социальным инновациям, планированию, комплексному и системному мышлению, разнообразию (в том числе и в умах), с сильным акцентом на навыках межличностного общения, работы в команде и коммуникации.

Это не значит, что традиционные деловые умения стали лишними, просто теперь их  недостаточно для достижения успеха. В четких условиях для принятия решения хватит и рациональных аргументов. Но в неясных обстоятельствах, вроде глобального климата, необходимо нечто большее, то, что привлечет не только умы, но и сердца. Развитые эмоциональные и рациональные навыки помогут обратить на себя внимание сегодня, но завтра их наличие станет условием выживания.

Кто первым пойдет по этому пути? Бизнес школы? Отрасль? Студенты? Результатов нельзя достичь по отдельности: все три стороны должны работать вместе, создавая бизнес-образование будущего. Именно отсюда начинается понимание нового рынка труда как развивающейся и адаптирующейся системы, изменение одного элемента которой влечет за собой трансформацию других.

Беттина фон Штамм (Bettina von Stamm), основатель Форума инновационного лидерства (Innovation Leadership Forum).

По материалам сайта Financial Times.


Назад

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги