Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Время переучиваться бизнес школам? Часть 2

Время переучиваться бизнес школам? Часть 2

В этом году, принимая во внимание экономическую ситуацию, работодатели реже совершают поездки в бизнес школы с целью подбора персонала, но новоиспеченные обладатели MBA все равно получают хорошо отобранные позиции в финансах и консалтинге. Прошлогодний опрос кандидатов MBA по всему миру, проведенный советом Graduate Management Admission Council, который проводит экзамен GMAT, показал, что 29% поступающих кандидатов MBA работали в финансах и консалтинге, а 53% пришли в эти отрасли после выпуска.

Прошлогодний опрос кандидатов MBA по всему миру, проведенный советом Graduate Management Admission Council, который проводит экзамен GMAT, показал, что 29% поступающих кандидатов MBA работали в финансах и консалтинге, а 53% пришли в эти отрасли после выпуска.


Для университетов бизнес образование - это дойная корова. Бизнес школы менее дорогостоящие в содержании, чем высшие школы со сложными лабораториями и научно-исследовательским оборудованием, а выпускники имеют тенденцию быть щедрыми в пожертвованиях.

Бизнес образование – это тоже крупный бизнес. Согласно данным Министерства образования, в 2005-2006 гг. были присуждены около 146 000 степеней по бизнесу, что составило примерно одну четвертую от 594 000 степеней, присужденных в том учебном году.

Но были и признаки того, что в бизнес образовании не все отлично. Исследование мошенничества среди студентов высших школ, опубликованное в 2006г. в журнале Academy of Management Learning & Education, показало, что 56% студентов MBA постоянно прибегают к обману – это больше, чем в любой другой дисциплине. Авторы приписывают это к «воспринимаемому равному поведению» - другими словами, студенты считают, что все так поступают.

Некоторые работодатели также интересуются ценностью MBA-образования. Исследовательский проект, который опубликовали в 2008 г. два профессора Гарварда, показал, что работодатели ценят в выпускниках способность продумать комплексные проблемы бизнеса, но это то, чего до сих пор им не хватает.

«Существует потребность в том, чтобы расширить сосредоточенность на анализе программ MBA в сторону развития навыков и целеустремленности, а также индивидуальности», - сообщает Дэвид А. Гарвин (David A. Garvin), профессор бизнес администрирования и один из авторов проекта.

Действительно, студенты сами могут приветствовать акцентирование на развитие характерных навыков. В опросах, которые на постоянной основе проводит институт Aspen Institute, кандидаты MBA говорят о том, что они на самом деле стали менее уверены в период обучения в бизнес школе в том, что они смогут решать этические проблемы на рабочем месте.

«Бизнес образование делает ударение на простых технических моментах, - говорит Самуэльсон из Aspen Institute, - и игнорирует сложность реального мира и настоящие захватывающие возможности, которыми обладает бизнес».

Растущие число бизнес школ пробуют новые подходы, и многие извлекают ценные уроки для выхода из экономического кризиса.

В бизнес школе Stern School of Business 33 профессора недавно написали работы по анализу кризиса и предложению стратегических рекомендаций, которые были собраны в книгу, опубликованную в этом месяце. «Курс, который был предложен школой Stern по этой книге, был набран за минуты», - сказал господин Кули.

Томас Филиппон (Thomas Philippon), доцент финансов в школе Stern, планирует применить изменившийся мир на своих занятиях этой осенью. Помимо обсуждения основных финансовых концепций и инструментов, он собирается уделить больше времени таким понятиям, как системный риск.

Профессор Филиппон также планирует включить дискуссию о том, всегда ли прав рынок, когда оценивает вещи. «Три года назад у вас бы не было дискуссии на эту тему», - считает он.

Некоторые школы тем временем провели глубокую переоценку предметов программ, даже раньше, чем развернулся экономический кризис. В прошлом году Harvard Business School начала пересмотр, приуроченный к ее столетней годовщине. Школа рассмотрела способы, как сделать курсы более глобальными. Возможно, также акцент будет сделан больше на развитие лидерских качеств, по мнению декана Лайта.

«Я считаю, что мы должны удвоить наши усилия, - говорит он, - чтобы быть уверенными в том, что те люди, которых мы отправляем в финансовые службы, являются передовыми лидерами, воспринимающими ситуацию с точки зрения общих управленческих перспектив».

Еще более стремительно Гарвард собирает кейсы, основанные на последних событиях, например, проблемах, включающих практики отчетности и приобретение компании Bear Stearns компанией JPMorgan Chase.

В 2006 г. в школе Yale School of Management была введена программа предметов, предлагающая междисциплинарные взгляды на комплексные проблемы. Школа также разрабатывает кейсы, опирающиеся на финансовый кризис, и есть планы посвятить кризису сессии в расписании обязательных предметов.

Тем временем Aspen Institute пытается изменить бизнес образование снаружи. Он готовит годовой отчет, ранжируя бизнес школы по тому, насколько успешно они интегрируют социальные проблемы и вопросы окружающей среды в свои программы.

Совместно с бизнес школой Yale School of Management институт разработал программу предметов, нацеленную на обучение студентов тому, как действовать в соответствии со своими ценностями на работе.

Существуют также призывы сделать менеджмент профессией, как, например, право или медицину, с кодексом поведения, аттестационными экзаменами и непрерывным образованием.

Кабрера, декан школы Thunderbird, работал вместе с организацией United Nations Global Compact, которая продвигает стандарты устойчивых бизнес-практик, и возглавлял рабочую группу по разработке системы «Принципов образования ответственного менеджмента», придерживающуюся этой философии. Примерно 200 бизнес школ по всему миру, в том числе Thunderbird, утвердили их, хотя некоторые известные американские бизнес школы не входят в этот список.

В школе Yale School of Management новый декан Шарон М. Остер (Sharon M. Oster) потребовал освежить взгляд на социальное значение менеджмента. «Бизнес создает ценность в рамках услуг и товаров, - говорит он. - Вот что дает бизнес, точно так же, как медицина дает здорового человека».

Профессионализм - едва ли панацея. Никто не спорит, что юристы, врачи и бухгалтеры застрахованы от правонарушений или осуждений, а они долго сдают аттестационные экзамены и обещают действовать согласно этическим нормам. Также не ясно, кто бы мог осуществлять мониторинг непрерывного образования и какого рода аттестация потребуется.

Но опросы студентов бизнес школ демонстрируют, что они начинают больше обращать внимание на социальные вопросы и этические нормы и что это может усилить разговоры о более четко выраженных обязательствах менеджеров перед обществом.

«Вопросом для многих бизнес школ является то, как делать лидеров, а не менеджеров», - отмечает Джеймс Трэн (James Tran), кандидат MBA и магистр по государственному управлению Гарварда. Многие из ведущих школ двигаются в этом направлении, отмечает он, но «я не думаю, что они действительно постигли, как сделать это более эффективным способом».

По материалам сайта www.nytimes.com.

Планируете поступать в бизнес-школу - будьте в центре событий, подпишитесь на рассылку "Новости МВА, GMAT, TOEFL"!

Хотите увеличить свои шансы при поступлении в бизнес-школу – для вас наши индивидуальные услуги: подбор школ, помощь в оформлении эссе, рекомендаций, транскриптов, интервью-тренинг, индивидуальная подготовка к GMAT и TOEFL, а также ответы на любые вопросы!


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги