Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Военные в мире MBA: бизнес на передовой

Военные в мире MBA: бизнес на передовой

Дорога из вооруженных сил в бизнес школу похожа на марш-бросок. Армия учит многому, но едва ли в число ее дисциплин входят маркетинг, финансы и предпринимательство. Поэтому бывшие военные, которые хотят перейти в деловую сферу, нередко поступают на интенсивные курсы по азам бизнеса. Но когда учеба начинается, они видят, что гражданские могут многому у них научиться.

У большинства студентов из армии первые недели в бизнес школе вызывают культурный шок. Гер Звартендейк (Ger Zwartendijk), студент Nyenrode (Нидерланды), в в прошлом командир спецотряда, признается, что поначалу его выбивало из колеи отсутствие структуры в мире бизнеса. Эд Робинсон (Ed Robinson), участник боев в Ираке, обнаружил, что инстинктивно ведет за собой учебные группы на программе МВА, потому что «в поле вы не можете позволить себе ждать, когда кто-нибудь укажет направление». Адам Стэнли-Смит Adam Stanley-Smith), офицер морского флота США, участник программы MBA в HEC Paris, скучал по тем дням, когда большинство заданий выполнялось, стоило отдать приказ.

Но когда военные осваиваются на программе, они перестают опасаться мира бизнеса и начинают видеть его недостатки. Хотя многие считают армию образцом микроменеджмента, на самом деле это не так. Еще в 1860 годах Гельмут фон Мольтке (Helmuth von Moltke), начальник германского генштаба, ввел командную систему, которая признавала, что даже хорошо продуманные планы начинают рушиться, как только меняются обстоятельства; систему, согласно которой командиры на передовой получают четкие задачи и широкую свободу действий в их выполнении. Идея, что гибкость и приспособляемость – это жизненно важные условия успеха, актуальна и сегодня. «Поэтому, - заявляет Гер Звартендейк, - армия лучше, чем бизнес, делегирует задания и составляет планы с учетом непредвиденных обстоятельств».

Также широко распространено мнение, что вооруженные силы строятся на строгой системе приказов, где неподчинение грозит суровыми санкциями. Однако Эд Робинсон утверждает, что командование и контроль – это лишь небольшая часть целого. По его мнению, боевые единицы добиваются успеха потому, что командиры прекрасно понимают, как мотивировать своих солдат. «Военные гораздо эффективнее, нежели бизнесмены, могут заставить людей делать то, что им нужно», - говорит он.

Эффективное лидерство – это, возможно, самый важный урок, который военные студенты МВА могут преподать своим гражданским коллегам. Барон де Монтескье, философ эпохи просвещения, однажды сказал, что разумная армия бежала бы с поля боя. Таким образом, если командиры могут удерживать своих подчиненных на позициях, когда логика призывает к дезертирству, им по силам заставить проектную команду уложиться в выделенное время и бюджет.

Все эти аргументы кажутся убедительными некоторым мировым бизнес школам. Профессора University of Carolina, которые преподают лидерство на совместной программе OneMBA, регулярно посещают Военную академию США в Вест-Пойнте и военные корабли на действительной службе. А HEC Paris предлагает студентам курс, который ведут военнослужащие морского флота Франции. Он включает в себя рукопашную борьбу, преодоление полосы препятствий и переправу на лодке в темноте. Некоторые считают, что это прекрасная подготовка к жизни – и к сфере банковских инвестиций.

По материалам The Economist.

Назад