Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Власть: то, чему не научат в бизнес школе

Власть: то, чему не научат в бизнес школе

Однажды я обедал вместе со студентом бизнес школы Stanford, и он поблагодарил меня за то, что во время занятий я рассказываю, как важно добиться влияния в организации. 

Он чувствовал, что теряет навык конкурентной борьбы, выработанный во время обучения на бакалавриате в Harvard, где он постоянно находился в интеллектуально агрессивной среде, в которой люди стремились превзойти друг друга. Почти в то же время исполнительный директор одной компании из рейтинга Fortune 500 высказал мысль, что из-за нынешнего характера организаций с горизонтальной структурой и большого количества «друзей» в социальной сети Facebook стало непросто объяснить студентам, как важно получить власть в организации.

Я не удивился. Большинство бизнес школ делают акцент на командной работе и сотрудничестве, а это подразумевает, что значительную часть времени студенты работают в группе. На многих программах MBA нивелируется роль оценок, школа даже не сообщает их работодателям. Короче говоря, открытая конкуренция стала антонимом принятого поведения в аудитории, где лидеры превратились в «инструкторов», а студенты делятся друг с другом своими секретами.

К стремлению выйти вперед и победить стали относиться с неодобрением не только в бизнес школах. Одна студентка рассказала мне, что перешла из плавания в водное поло, потому что на соревнованиях по плаванию награждают всех. В одной статье в New York Times говорится, что уходит традиция, когда во время выпускного в старшей школе прощальную речь произносит один студент, в некоторых школах таких студентов несколько, в других же вообще перестали отмечать успехи в учебе.

Хотя влияние и власть всегда были «последним грязным секретом организации», как очень верно подметила Розабет Кантер (Rosabeth Kanter), кажется, что суть проблемы сегодня абсолютно не понимают. Ведь власть должна стать одним из важнейших аспектов в учебном плане бизнес школ.

Насколько горизонтальна структура организаций

Во-первых, наши студенты начинают карьеру на рынке труда, где организации, хотя и заявляют о своей горизонтальной структуре, на деле таковыми не являются. Так что выпускникам необходимо отличать теорию от реального мира и уметь влиять на тех, кто занимает якобы такую же по ответственности должность. Менеджмент подразумевает, что вы будете добиваться результата благодаря действиям других людей. Это означает, что для успеха необходимы не только сильные личностные качества и эмоциональный интеллект, но и умение руководить и оказывать влияние.

Во-вторых, мы все видим, что поколение нового тысячелетия это, в основном, работники, склонные к сотрудничеству, которым нелегко отвечать за что-либо в одиночку. Каким станет руководство в организациях, если эти будущие лидеры не понимают динамику влияния и конкуренции и не знают, как вести себя в реальном мире?!

В Stanford пытаются решить эту проблему. Да, мы делаем акцент на сотрудничестве, но, кроме этого, мы проводим курсы, на которых открыто обсуждаем роль власти в организациях. Студентам лучше узнать о власти и влиянии еще в бизнес школе, где неудача повлечет за собой значительно меньший ущерб, чем обнаружить неприятные факты о жизни организации на первой работе, когда такое обучение пройдет достаточно болезненно.

Важно быть гибким

Катя Верресен (Katia Verresen) – опытный коуч, которая работала со многими руководителями высшего звена и обладателями степени МВА в начале их карьеры в одной из ведущих компаний Кремниевой долины. Она считает, что в самом выгодном положении оказываются студенты тех бизнес школ, которые знакомят своих подопечных с ролью власти и влияния в организациях. Нельзя избегать или стесняться вопросов о власти. Попадая из мира, где каждый воспринимается как уникальная личность, в реальную жизнь, люди принимают любой негативный опыт близко к сердцу и занимают оборонительную позицию. Эта щепетильность и оборона мешают клиентам Верресен научиться гибкости - очень важному качеству для тех, кто хочет добиться успеха.

Верресен называет две другие особенности в поведении, которые также мешают карьерному росту ее молодых клиентов, по большей части присланных компаниями, которые видят их большой потенциал, но понимают, что им надо преодолеть ряд препятствий в области лидерства. Одна из особенностей – страх выделяться, громко говорить, привлекать к себе внимание, отличаться от команды и коллег. Чтобы стать лидером, людям необходимо быть в группе, но, в то же время, чем-то отличаться от остальных. Нежелание выделяться препятствует способности принять руководство на себя.

Кроме того, многие молодые клиенты Верресен добровольно снимают с себя ответственность и позволяют другим работникам, у которых выше должность, громче голос или более уверенная позиция, принимать решения за них. Почему? Потому что это новое поколение получило образование там, где, по-видимому, им не приходилось достаточно много соревноваться, и не претендует на лидерские полномочия. В результате люди поддаются искушению и окончательно сдаются.

Здравый смысл

Никто из тех, кого я знаю, не может ответить мне на основной вопрос: «Насколько такое поведение зависит от личностных качеств, то есть, насколько люди, которые решают пойти в бизнес школу, отличаются отсутствием лидерских черт изначально, и насколько такое поведение приобретается в бизнес школе?» Однако инструкторы, работающие с выпускниками МВА, говорят, что люди, которые попали в организации «тяжелым путем» - без степени MBA и без опыта в известной компании - часто демонстрируют больше настойчивости, гибкости и здравого смысла, чем их коллеги из бизнес школ.

Достигнув успеха, следует стремиться к золотой середине. В конечном счете, можно умереть как от полного отсутствия соли, так и от ее чрезмерного потребления. Тот же поиск оптимального баланса важен в обучении лидеров. В дополнение к семинарам по лидерству бизнес школам следует предлагать занятия, на которых объясняется роль власти и влияния в организации и, таким образом, студенты получат инструменты, чтобы успешно справиться с вопросами власти и политики, а также реалиями жизни в организации.

Джефри Пфеффер (Jeffrey Pfeffer), преподаватель организационного поведения в Stanford Graduate School of Business. Автор и соавтор 13 книг, включая Power: Why Some People Have It—and Others Don't («Власть: почему одним она дана, а другим нет») (Harper Collins, 2010).

По материалам сайта businessweek.com.


Назад

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги