Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Стоит ли получать степень МВА online?

Стоит ли получать степень МВА online?

Будущим студентам предстоит сориентироваться среди массы всевозможных университетов, коммерческих и некоммерческих, соблюдающих закон и откровенно мошеннических. Дипломы продолжают штамповать даже после получившей широкую огласку истории Честера, собаки, которая получила степень MBA online, и это остается проблемой как для кандидатов, ищущих серьезную программу, так и для качественных программ, которые стараются завоевать доверие на рынке.

Согласно статистике Департамента образования США, в разных учебных заведениях появляется все больше послевузовских программ в сфере бизнеса - их число выросло на 47% с 2000 по 2009 годы, и все больше программ проходит в удаленном режиме.

Слова «степень МВА online» вызывают разнообразную реакцию и ставят многочисленные вопросы. Каково качество online-программы относительно традиционной? Что думают работодатели о дипломе МВА, полученном удаленно? Каковы преимущества и недостатки такого обучения? Дороже или дешевле online-программы? Какую роль здесь играет аккредитация? Насколько типична ситуация с Rochville University, учебным заведением, которое вручило диплом псу за невыполненную учебную работу и несколько сотен долларов? Что же на самом деле происходит в сфере online-MBA?

США занимают первое место по числу псевдоуниверситетов

Последние 10-15 лет наблюдается всплеск числа online-программ для кандидатов MBA. Aspen University считается первым университетом, предложившим удаленную программу МВА в 1987 году, и с тех пор набор на нее только увеличивается.

Некоторые университеты пытаются следовать тенденции и открывают сделанные на скорую руку online-программы. Так компания по подготовке к экзаменам Kaplan совместно с Newsweek предлагали совместную программу MBA в 2006 и 2007 годах, в 2010 в London School of Business and Finance появилась программа, доступная через приложение Facebook. А online-образование в University of Phoenix объединяет более 150.000 студентов, выпускников и преподавателей.

Тем не менее, Вики Филлипс (Vicky Phillips), генеральный директор GetEducated.com, организации по защите прав потребителей в сфере online-MBA, и хозяйка Честера, мопса со степенью магистра делового администрирования Rochville University, подчеркивает, что многие школы просто штампуют дипломы. По ее оценке, в США более 300 online-программ МВА не внушают доверия; это почти в три раза больше, чем программ удаленного обучения, которые получили аккредитацию Association to Advance Collegiate Schools of Business.

Расположенное в Великобритании агентство Verifile Limited считает, что Филлис даже занижает цифры. В марте 2011 года был опубликован доклад Verifile, где рассказывается, в каких штатах США расположены наиболее сомнительные школы и аккредитующие агентства. Во главе списка стоят Калифорния (134), Гавайи (94) и Вашингтон (87). «В базу данных входит 2615 псевдошкол и аккредитующих агентств по всему миру, - говорится в докладе. – На 48% больше, чем в прошлом году». По сведениям Verifile, в США таких учреждений 1095, и страна остается на первом месте по числу фальсифицированных дипломов, которые, как подчеркивает Verifile, «получают, в основном, online».

Согласно отчету 2003 года Агентства правительственной подотчетности (Government Accountability Office) США, даже у некоторых высокопоставленных государственных служащих есть «фальшивые» степени, расходы на которые возмещает государство. Например, Скотт Фарнам (Scott Farnam), мэр города Уайлдомар, Калифорния, указал в профайле на LinkedIn, что получил степень бакалавра делового администрирования в Rochville.

Псевдоуниверситеты привлекают низкой ценой - от нескольких сотен до пары тысяч долларов за диплом. Как показал опрос GetEducated 2009 года, в котором приняли участие 90 online-программ по бизнесу, стоимость серьезных удаленных программ МВА варьируется от $7000 до $119000. В школах, получивших региональную аккредитацию, цена составляет, в среднем, $22.924, в то время как средняя стоимость программы, аккредитованной AACSB, равняется $32.926.

Спрос на мошеннические университеты остается высоким. Джон Бэр (John Bear), эксперт в сфере удаленного обучения, предполагает, что штамповщики получают $10-20 млн. в год, а их совокупный доход превышает $200 млн. Их успех также определяется агрессивным маркетингом. Вики Филлипс отмечает, что менеджеры псевдоуниверситетов часто прекрасно владеют поисковой оптимизацией. Кандидатам на программу MBA, которые делают запрос в Google, приходится продираться через множество предложений мошеннических программ. В трех из семи рекламных объявлений, появляющихся при запросе «программы МВА online», прямо говорится: «GMAT не требуется». Кроме того, мошенники нередко предоставляют ложную информацию об аккредитации и работодателях.

«Я много и долго работала в Dairy Queen»

Однако они не выдерживают более тщательной проверки. Представитель вебсайта по защите прав потребителей DegreeInspector.com рассказала, что направила короткую заявку без резюме в Rochville. Ее приняли, как минимум, на одну программу, на основе обычной контактной информации и заявления: «Я много и долго работала в Dairy Queen».

Качество соответствующих закону программ также может оказаться под вопросом. Генри Левин ( Henry Levin) профессор Columbia Business School не советует выбирать программу МВА в University of Phoenix: «Я просматривал их учебные материалы – уровень весьма низок». Уильям Пеписелло (William J. Pepicello), президент University of Phoenix, ответил на это, что «университет серьезно относится к качеству своих программ».

Сомнения в уровне программы и возможность обмана создают проблемы не только для кандидатов и работодателей, но и для тех, кто пытается предлагать качественные программы в удаленном режиме.

Более десяти лет назад San Diego State University изучал проблемы удаленного обучения. Когда исследователи опросили более 550 студентов традиционных программ МВА, оказалось, что они настроены скептически. «Мое мнение (каким бы неправильным оно ни было) состоит в том, что программы МВА в сети Интернет направлены, прежде всего, на тех, кто не смог поступить «как все», - ответил один респондент. – Мне сложно представить, чтобы эти программы предлагали такое же качество и такие же связи, как и традиционные».

Коммерческие школы, работающие на более-менее законных основаниях, заваливают телеканалы, сеть и прессу рекламой, в то время как директора традиционных программ стараются создать заслуживающий доверия online-курс.

Продолжение следует...

По материалам сайта Poets & Quants.

Назад