Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Сеть контактов выпускников МВА: нечестная игра

Сеть контактов выпускников МВА: нечестная игра

Одна журналистка Financial Times вздохнула с облегчением, когда компании-работодатели вернулись на кампусы бизнес школ. Причина проста: у нее такое же имя, как у выпускницы ведущей европейской школы, которая тоже работает в СМИ. Если число вакансий сокращается, то эта журналистка получает множество звонков и писем по электронной почте от безработных выпускников с просьбами о помощи.

Они хотят знать, какие возможности доступны магистрам делового администрирования в Financial Times, с кем следует связаться по вопросу поиска работы, какая дополнительная информация может пригодиться на интервью. Некоторые, наиболее амбициозные, студенты хотят, чтобы она помогла им устроиться в Pearson, компанию-учредитель FT. Одни недоумевают: так найдут им работу, или нет. Другие откровенно грубят. «Да кто ты такая?», - спросил недовольный выпускник, когда она сказала, что не сможет помочь.  

Не думаю, что эта журналистка единственная, кто попал в подобную ситуацию. «Используй сеть контактов» - эту мантру повторяют в бизнес школах в непростые экономические времена. Студенты так и поступают, но насколько это этично? Где проходит граница, которую нельзя пересекать?

По мере того, как бизнес школы выходят из кризиса – в котором винят магистров делового администрирования на ответственных позициях – деканы обещают научить будущих лидеров придерживаться норм этики, высоких моральных стандартов и следовать принципам. Активнее всего эту идею поддерживают ведущие мировые бизнес школы. При этом одна из причин, почему будущие менеджеры готовы столько платить за обучение в известной школе, – это доступ к сети контактов.

Анализ опроса более 9000 выпускников ведущих программ MBA показал, что создание сети контактов – это третья серьезная причина, по которой люди хотят получить степень, она следует за повышением доходов (первое место) и образованием как таковым. Оказалось, что сеть контактов даже важнее, чем продвижение по службе, переход на другую работу или смена направления карьеры. Кроме того, 95% респондентов сообщили, что достигли своих целей именно с помощью сети контактов.  

Разумеется, почти всем, кто работает в уважаемой компании, приходится столкнуться с дилеммой «помогать или не помогать» просящим, начиная с амбициозной родительницы на школьном дворе, которая заявляет вам, что двухнедельный опыт работы в известной компании привлечет внимание к неяркой заявке ее сына в университет, и заканчивая продавцом печатной продукции, который протягивая вам утром газету, объясняет, что его племянник без работы уже год – и отчаянно ищет хоть что-то.

В большинстве компаний, подобных FT, существуют строгие правила, препятствующие проявлениям кумовства. «Простите, - говорите вы, - но студенты могут устроиться в нашу компанию, только если соответствуют определенным критериям». Гораздо сложнее, если вы хорошо знаете человека, обратившегося к вам с подобной просьбой. Насколько далеко вы зайдете, чтобы помочь другу найти работу? Дать контактную информацию директора по персоналу? Охотно. Написать рекомендательное письмо? Ну, нет.

Проблема с сетью контактов магистров делового администрирования состоит в том, что вы даже не видели человека, который просит о помощи; это незнакомец. Делает ли вас тот факт, что вы закончили одну и ту же школу, обязанным ему помочь?  

И это еще не самое плохое. Сотрудники крупных компаний, особенно инвестиционных банков, часто самостоятельно тренируют соискателей-студентов MBA, окончивших ту же бизнес школу. Некоторые даже посвящают целый день, например, субботу, тому, что готовят студентов к интервью, подсказывая им «правильные» ответы и сообщая полезную информацию о компании, которая позволит им произвести наилучшее впечатление на специалистов по подбору персонала.  

Таким образом, эти студенты получают незаслуженное преимущество, а специалисты из менее известных университетов теряют шансы попасть в компанию, и неважно, насколько они талантливы. Возможно, прием сотрудников с похожим опытом и ценностями приносит компании пользу. Или препятствует критическому мышлению и изменениям?  

Журналистка, которую путают с выпускницей бизнес школы, видит, по крайней мере, одно преимущество в своей несуществующей степени MBA. Она получает приглашения на мероприятия, организованные ассоциацией выпускников, и, по ее словам, «они умеют развлекаться».  

По материалам сайта Financial Times.

Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных