Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Программы MBA должны выйти за рамки

Программы MBA должны выйти за рамки

С недавних пор лидеры бизнеса по всему миру стремятся к преобразованиям, позволяющим выйти за рамки «рационального» мышления. Кризис в еврозоне не является исключительно финансовым – корнями он уходит в политику, историю Германии между  двумя мировыми войнами и столкновение культур северной и южной Европы. Политические потрясения на Араб-стрит в Сингапуре отражаются на Уолл-стрит в Нью-Йорке и на других главных улицах мира.

Чтобы уверенно себя чувствовать в новой глобальной реальности, лидеры бизнеса должны понимать, как многочисленные не связанные с бизнесом факторы  влияют на выбор стратегии и способа деятельности в глобальных компаниях.

Нередко главные источники разрушительных изменений таятся в не связанных с бизнесом областях. Руководители должны прочитывать не только рубрику, посвященную бизнесу, но и следить за заголовками на первой полосе – так они смогут спрогнозировать, как такие факторы, как геополитика, демография, спекуляции продуктами питания, энергией и человеческими ресурсами, международное право, конфликты, дипломатия и даже национальная безопасность и антитеррористические меры повлияют на корпоративные решения. Учитывая, что на три четверти мировой рост обеспечивают мало изведанные развивающиеся и пограничные рынки, эти вопросы кажутся еще более насущными.

Лидерство требует интегративного мышления и умения соединить воедино аспекты из разных областей. Будущие глобальные лидеры бизнеса обязаны уметь связывать проблемы и контекст бизнеса, но мы ощущаем их сильную нехватку.

Многое было написано о разнице между «технократами», руководящими Италией и Грецией, и более политически дальновидными лидерами. Так почему нельзя подготовить лидеров (как стран, так и организаций), сочетающих в себе оба качества? Частично вина за разрыв между теорией и реальными условиями лежит на бизнес-образовании.

Я наблюдал разные грани этого разрыва. Я был партнером в McKinsey, и в мои обязанности входили консультации клиентов по вопросам инноваций и глобальных сил, и мне был необходим анализ на основе нелинейного мышления. Нам приходилось объединять в команды ассоциатов, получивших степень в сфере бизнеса, со специалистами в области политики и науки, выпускниками высших технических школ, дизайнерами, историками и социологами. Мне редко встречались люди, которые легко покидали привычные рамки. Я постоянно задавался вопросом, как превратить этих прекрасных специалистов в по-настоящему интегративных лидеров. Будучи профессором в Harvard Business School, я обнаружил, что наши студенты замечательно подготовлены к анализу проблем, требующих глубоких отраслевых знаний, но гораздо хуже проявляют себя в условиях нестабильности, особенно в чуждых им областях.

Мы готовим прекрасных аналитиков – для первой и второй работы после окончания школы, но не более того. В руководящей должности выпускникам приходится мыслить нешаблонно.

Хотя в бизнес школе делается акцент на лидерстве и глобализации, они преподаются только как дополнительные функциональные навыки. Мы должны поместить вопросы бизнеса в более разнообразную парадигму, где учитываются, среди прочего, нюансы иностранных дел, политики, права, истории и безопасности.

егодняшние студенты смогут стать лидерами, если будут изучать не только теоретический материал, но контекст. Мы можем привести множество аргументов в пользу широкого гуманитарного образования в молодом возрасте, но это касается и послевузовского бизнес-образования!

Нам нужны лидеры, которые заметят важные, но неочевидные связи между миром и бизнесом. Бизнес может и стать причиной глобального кризиса, и предложить инновационные ходы и разрешить самые сложные задачи. Бизнес-образование слишком важно, чтобы оставить его только бизнес школам.

Бхаскар Чакраворти (Bhaskar Chakravorti), старший помощник декана по вопросам международного бизнеса и финансов в Fletcher School, Tufts University, исполнительный директор Института изучения бизнеса в глобальном контексте им. Флетчера (Fletcher’s Institute for Business in the Global Context), а также автор книги «Медленный темп быстрых изменений» (‘The Slow Pace of Fast Change’).

По материалам: www.ft.com 


Назад