Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Предпринимательство в бизнес школах

Предпринимательство в бизнес школах

Чтобы управлять кампанией в условиях строгого расписания на программе full-time, следует придерживаться ряда правил. Вместо посещения популярных, но требующих много времени мероприятий по трудоустройству предприниматели занимаются своими проектами, а их отношения с преподавателями переходят в область наставничества.

Чтобы запустить online-компанию по управлению идентификационной информацией, Том Эйлон (Tom Eilon), студент программы MBA в Insead, Париж, поставил перед собой несколько задач, в том числе не паниковать во время экзаменов и работать над своим сетевым проектом. «Если вы не расставите приоритеты, то как бы много ни работали весь год, все равно ничего не достигнете», - говорит он. Значение оценок снижается: «Я здесь не для того, чтобы стать отличником», - продолжает Том.

Создание сети контактов, основа опыта МВА, тоже уходит на второй план. Юзи Шмиловичи (Uzi Shmilovici), студент University of Chicago Booth School of Business, говорит, что редко проводит время с одногруппниками: «Будучи предпринимателем, вы хотите работать 24 часа в сутки, но это сложно совмещать с учебой». Компания Юзи производит программное обеспечение для малого бизнеса.

Финансовая нестабильность оказывает дополнительное давление: в отличие от коллег, которые находят работу в корпоративной сфере, у предпринимателей не будет гарантированного дохода по окончании школы, поэтому им достаточно сложно не поддаться искушению и не пойти традиционным путем.

Клеменс Реми ( Clemens Raemy), 28 лет, один из основателей вебсайта по поиску такси в Южной Америке, объясняет, что очень сложно придерживаться намеченной цели, когда все вокруг устраиваются на работу. Он открыл вебсайт вместе с тремя другими студентами Harvard Business School, но на втором году обучения все партнеры нашли работу в сфере финансов. «Многим нравиться идея своего бизнеса, но тяжело не сойти с пути, когда вас приглашают банки и консалтинговые компании», - говорит Реми; теперь он работает с новыми партнерами.

По мнению преподавателей бизнес школ, несмотря на сложности, все больше студентов продолжает развивать свои компании по окончании программы MBA. «Предпринимательство теперь стало солидной карьерой, - говорит Джим Пулкрано (Jim Pulcrano), исполнительный директор лозаннской школы IMD. – Еще десять лет назад предпринимателями становились те, кто не мог найти “настоящую” работу».

Бизнес школы предлагают практические инструменты для будущих предпринимателей. Например, студентам IE Business School, Мадрид, советуют подбирать факультативные курсы, исходя из бизнес-идеи. А в число обязательных предметов на программе входит курс по менеджменту в предпринимательстве, посвященный разработке бизнес-плана. Самые обоснованные идеи попадают в бизнес-лабораторию IE Venture Lab, где студенты могут найти наставника и получить практический опыт.

Сарас Сарасвати ( Saras Sarasvathy), профессор Darden School of Business при University of Virginia, ведет курс «Открытие новых предприятий», в ходе которого моделирует жизнь предпринимателя и поощряет участников привлекать к занятиям вторых половинок. «Студентам необходимо научиться вести свой бизнес параллельно отвлекающим факторам, они с этим столкнутся, когда будут работать на полную ставку», - заявляет профессор Сарасвати.

Некоторые школы становятся известны благодаря возможностям, которые они предлагают в сфере предпринимательства. «Кандидаты подают заявки в Chicago, потому что хотят стать предпринимателями, едва ли такое было возможно 10 лет назад», - заметил Стивен Каплан (Steven Kaplan), профессор предпринимательства и финансов в Chicago Booth. Специализация в сфере предпринимательства появилась в школе в 1988 году. За последние 15 лет число студентов, получающих ее, утроилось, в 2010 году оно достигло 300 из 581 выпускника.

В некоторых школах предпринимательство преподается в рамках учебного плана программы МВА. В IMD курсы по предпринимательству являются обязательными. «Менеджеры высшего звена должны уметь мыслить как предприниматели, - объясняет Джим Пулкрано. - Лишь немногие выбирают предпринимательскую стезю после выпуска. Перспективы заманчивы, но участники не понимают, что значит работать по 18 часов в сутки, и какого это быть без зарплаты». Пулкрано советует студентам приобрести корпоративный опыт прежде, чем начинать собственный бизнес. Однако выпускники находят немедленное применение степени MBA, например, испытывают свою концепцию. «Ведь для предпринимателей важен вовсе не диплом», - заметил Юзи Шмиловичи.

По материалам сайта Financial Times.


Назад