Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Поступаем на программу МВА: как выбрать консультанта

Поступаем на программу МВА: как выбрать консультанта

«Мне не повезло с консультантом – она была настоящей аферисткой. Ее интересовали только деньги и сумки Coach. Она не помогла мне попасть в бизнес школу при университете Лиги плюща. Я выбросил на ветер $7000, а у нее хватило наглости предоставить мне скидку на следующий год!»

Этот кандидат обратился в крупную консалтинговую компанию в сфере бизнес-образования, а в результате считает, что его ограбили. И это не единственный случай. Дело в том, что большинство крупных компаний нанимает консультантов удаленно, таким образом, эти сотрудники могут быть недостаточно квалифицированны. Это как с бойскаутами. Если у вас был хороший наставник, то вы получите позитивный опыт. Если же лидер был так себе, то вы будете испытывать отвращение к самой идее бойскаутского движения.

Выбрать подходящую компанию и подходящего человека непросто. В мире работает более 300 фирм и более 500 консультантов по поступлению на программы MBA. В среднем, годовая прибыль консалтинга в сфере бизнес-образования в мире составляет $35 млн.

«Кандидаты в бизнес школы обращаются к консультантам гораздо чаще, чем те, кто собирается стать юристом или врачом», - заметил Чэд Трутвайн (Chad Troutwine), основатель VeritasPrep. По оценке самих консультантов, 25-30% кандидатов в десять ведущих бизнес школ пользуются из услугами. Почти половина кандидатов в Harvard, Stanford и Wharton платит за советы от $5000 до $10000.

«Некоторых кандидатов привлекают самые заметные компании, однако, ежедневные публикации в блоге, ежечасные – в Tweetter и книги, раскрывающие «внутренние секреты бизнес школ» по $10 едва ли связаны с удачным поступлением, - говорит Дэн Бауэр (Dan Bauer), основатель и управляющий директор MBA Exchange. – В свою очередь, маленьким консалтинговым компаниям, которые предлагают индивидуальный подход, не хватает ресурсов и опыта, чтобы успешно работать 24 часа в сутки, 7 дней в неделю».

Разумеется, обращаться к консультанту не обязательно. Большинство поступающих в бизнес школы сами прекрасно справляются. «Есть кандидаты трех типов, - говорит Чиома Исиадинсо ( Chioma Isiadinso), основатель EXPARTUS, в прошлом – помощник главы приемной комиссии в Harvard Business School. – Кандидаты первого типа все делают сами (читают хорошие книги, собирают информацию и т.д.). Кандидатам второго типа требуется небольшая помощь (они выполняют большую часть работы, а затем с помощью консультанта наводят лоск, редактируют эссе). А кандидаты третьего типа хотят получить поддержку по всем аспектам заявки, они скрупулезны, не упускают ни одной мелочи. В частности, им нужна помощь в разработке стратегии и редактировании. Самое важное – понять, к какому типу вы относитесь и планировать заранее – так вы сэкономите время и силы».

Мы спросили нескольких известных консультантов, как не ошибиться в выборе компании. Линда Абрахам ( Linda Abraham), президент Accepted.com, советует внимательно изучить вебсайты консалтинговых фирм и ответить на следующие вопросы: «Нравится ли мне то, что я вижу? Есть ли здесь четкое описание услуг и цен? Есть ли здесь то, что мне нужно? Сколько времени работает компания и насколько качественно?».

«Кроме того, следует пообщаться с сотрудником компании, лучше с тем, который будет вас консультировать, - продолжает Абрахам. – Узнайте, как работает фирма. Будете вы работать с одним консультантом, или вокруг вас будут мельтешить несколько “специалистов”? Что, если консультант заболеет? Как можно расторгнуть договор? Попросите рекомендации компании, если к ее услугам не прибегал никто из ваших знакомых».

Бауэр, за успехом компании которого следит специально нанятая независимая аудиторская фирма, предлагает перечень из восьми пунктов:

  • Попросите, чтобы вам представили официальные доказательства того, что прошлые клиенты поступили и, в целом, довольны компанией. Ваше будущее не должно зависеть от тех, кто делает голословные заявления.
  • Выберете компанию, у консультантов которой есть опыт и в подготовке к поступлению, и в бизнесе. Благодаря этой комбинации вы сможете составить наиболее яркую заявку.
  • Проведите комплексное исследование. Опросите кандидатов прошлых лет, которые работали с разными консалтинговыми фирмами.
  • Посмотрите, в каких профессиональных ассоциациях состоит компания. Участники таких организаций, как IECA, HECA, NAGAP, AIGAC, Better Business Bureau и т.д., должны соответствовать строгим требованиям и этическим стандартам, которые подтверждают качество и надежность компании и консультантов.
  • Поговорите непосредственно с главой консалтинговой компании относительно ваших целей и ожиданий. Убедитесь, что у компании такое же представление о вашем потенциале, как и у вас, прежде чем подписать договор.
  • Посмотрите, что вы получите за свои деньги. Сэкономив несколько сотен или даже тысяч долларов, вы можете получить второсортный сервис и не достичь поставленной цели. Почасовые услуги похожи на сделку, однако, всеобъемлющая консультация гарантирует, что вы найдете и исправите свои недостатки.
  • Консультация должна быть индивидуальной, подходящей только вам.
  • Помните: как в компании относятся к потенциальному клиенту, так будут относиться и к реальному. Насколько профессиональны сотрудники? Как быстро вы можете связаться с компанией и получить ответ на интересующий вопрос? Вас понимают, верят в то, что вы сможете поступить?

Чиома Исиадинсо предлагает следующие принципы поиска хорошего консультанта:

  • Начините с изучения компании. Узнайте, кто ее основал, как нанимают консультантов, как происходит обучение сотрудников, какой у них опыт.
  • Выясните, кто будет вашим консультантом и каких успехов он добился.
  • Избегайте компаний-однодневок, которые дают невыполнимые обещания и нарушают профессиональную этику.
  • Рассмотрите разные консалтинговые компании, чтобы понять, какая из них вам подходит. У каждой фирмы свои подход и культура. Одни делают акцент на стратегии, другие – на редактировании эссе, третьи – на обоих аспектах.
  • Позвоните в компании, из которых вы выбираете, и оцените качество полученной информации (так вы сможете понять, насколько качественно они работают).
  • Рекомендации друга или коллеги весьма полезны, так что обратитесь к своей сети контактов.
  • Определитесь с тем, что вам нужно. Вы должны понимать, кандидатом какого типа в действительности являетесь.

По материалам сайта Poets & Quants.


Назад