Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Полезные советы кандидатам

Полезные советы кандидатам

1. Начинайте как можно раньше

Некоторые кандидаты даже не предствляют, сколько усилий требует составление заявки. Одна из главных причин отказа бизнес школ – слабые эссе и небрежно составленная заявка. Чем больше времени вы посвятите подготовке, тем выше вероятность, что заявка подчеркнет ваши лучшие качества. Подумайте, о каком опыте стоит рассказать приемной комиссии, и тщательно выберете примеры.

Все бизнес школы отличаются, так что не поддавайтесь соблазну скопировать ответы, лучше разработайте отдельный подход к каждой программе. Исходите из того, что на составление каждой заявки требуется от трех до шести месяцев, и, если она составлена в спешке, высоки шансы, что вас быстро отсеют. Самый простой способ гарантировать, что вы подаете сильную заявку – посвятить достаточно времени ее подготовке.

Кандидат по имени Джон подходил подо все критерии бизнес школы (высокие баллы GMAT/GPA, престижная компания, международный опыт и т.д.), так он, по крайней мере, думал. Он написал эссе и отправил заявку в две бизнес школы. Ему отказали обе. Хотя в заявке Джона была вся информация, она казалась слишком поверхностной, кроме того, он совершил две серьезные ошибки. Во-первых, эссе ничего не говорили о нем как о личности, другими словами, прочитав заявку, приемная комиссия не видела, что его отличает от тысяч других кандидатов с похожей биографией. Во-вторых, эссе свидетельствовали о недостатке профессиональной зрелости и навыков межличностного общения. Во второй раз он начал готовиться заранее и внимательно отобрал материал. Результат GMAT, работа и даже рекомендатели остались теми же, Джон просто сделал акцент на своей истории и рассказал ее искренне и позитивно. В результате, его приняли во все выбранные школы, в том числе, HBS и Haas. Благодаря раннему старту у вас появляется время на размышления, и это поможет вам поступить в школу мечты.

2. Обратите внимание на успеваемость

Ваши транскрипты будут тщательно изучены в процессе рассмотрения заявки, а высокие баллы GMAT (или GRE) и дополнительная учеба могут компенсировать бледную успеваемость. Согласно опросу Kaplan, 48% членов приемной комиссии рассматривают низкий результат GMAT как основную причину отказа кандидатам. Хотите знать, какая причина стоит на втором месте? Невысокий балл GPA. Курсы по подготовке к GMAT длятся 7-8 недель, поэтому запишитесь на них как можно быстрее. Не стоит думать, что вы сдадите экзамен без подготовки или что у вас будет несколько попыток. В идеале вы должны с первого раза хорошо сдать тест, и это увеличит ваши шансы. Если вы сдавали GMAT раньше, но результат вас не устраивает, пересдайте. Чем меньше будет попыток, тем лучше.

Кандидаты с незначительным опытом в сферах, связанных с математикой, могут усилить заявку, пройдя один-два соответствующих курса. Тем, кто планирует изменить направление карьеры и перейти в сферу инвестиций, следует записаться на курс по финансовому анализу CFA.

Тим, работник сферы IT в финансовой компании, столкнулся с подобными трудностями, когда подвал заявку в ведущую бизнес школу. Он хотел перейти в область банковских инвестиций, но понимал, что с его опытом это будет непросто, однако, степень MBA давала ему такую возможность. Результаты GMAT первых двух попыток не вышли из пятой сотни. На третий раз его балл немногим превысил 600. Хотя балл GPA Тима был низким (3,2), он усилил его результатом GPA на магистерской программе – 3,8. Тим признал, что отбор был очень строг, и что его шансы поступить на ведущую программу МВА были невысоки. Ему помогло то, что он окончил курсы CFA первых двух уровней и уже записался на третий. Кроме того, Тим показал приемной комиссии, что вне работы он увлеченный человек, который заботится о других. И его приняли в Wharton.

3. Усильте лидерский аспект заявки

Бизнес школы ищут кандидатов с развитыми лидерскими качествами. Кандидаты могут по-разному их продемонстрировать: рассказать, как улучшили работу в команде, ввели инновационный продукт, изменили бизнес-процесс или просто убедили команду принять новую стратегию. Для тех, кто уже два года проработал аналитиком и ждет повышения, лето – хорошая возможность найти новую должность, с большей независимостью и ответственностью. Не стесняйтесь искать позиции, выходящие за рамки вашей зоны комфорта, особенно если сможете проявить себя в них как лидер. Не надо просто фиксировать ваш путь в заявке. Объясните, почему вы выбрали именно эту позицию.

Например, Эли, кандидат в бизнес школу, оставила работу на Уолл-стрит в банковской сфере и присоединилась к молодой инвестиционной компании в развивающейся стране, чтобы расширить международный опыт. Она заметила, как плохо там развиты возможности поддержки иностранных профессионалов. Вместе с двумя друзьями она открыла некоммерческую организацию, которая помогает экспатриантам адаптироваться в регионе. Таким образом, Эли смогла приобрести опыт там, где планирует работать в долгосрочной перспективе (что подтверждают ее карьерные цели), а также расширить лидерские навыки.

Для тех, кто не собирается уходить из компании, тоже есть немало возможностей продемонстрировать лидерские качества. Например, станьте наставником для участников летней стажировки. Помогите вести программы повышения квалификации для новых сотрудников. Если в вашей организации нет таких программ, создайте хотя бы одну. Можно добровольно принять участие в важном проекте, который охватывает разные отделы и задачи компании, так у вас будет больше возможностей продемонстрировать лидерские навыки и ответственность. Найдите задание, требующее поездки за рубеж, чтобы приобрести глобальный опыт. Не важно, что именно вы выберете, этот опыт должен подчеркнуть ваши лидерские качества.

4. Сделайте акцент на заботе о ближних

Перед кандидатами нередко встает такая проблема как недостаточное участие в жизни сообщества. Многие из них входили в общественные организации, когда учились в университете, но препятствием на пути благих побуждений стала 80-часовая рабочая неделя. Однако этот пробел не обязательно должен испортить заявку. Убедитесь, что в эссе сбалансирована информация, вроде, «Я достиг того-то, того-то и того-то» с примерами, демонстрирующими, что вы оказываете поддержку коллегам. Если в заявке акцент делается только на вас, а остальные почти не упоминаются, это неблагоприятный знак для приемной комиссии. Кроме того, забота о других может распространяться и на семью. Если вы, например, помогаете молодым родственникам добиться успеха, расскажите об этом. Или приведите пример, когда при вашей поддержке коллега достиг результата. Если же вас привлекают идеи какой-либо общественной организации, вступите в нее прямо сейчас. Приемная комиссия скептически относится к деятельности, которой кандидаты стали заниматься как раз перед поступлением, так что покажите, что уже давно испытывали к ней интерес, чтобы убедить школу в своей искренности.

Дэниел, кандидат из сельскохозяйственного региона, видел, что местная школа не оказывает достаточной поддержки старшеклассникам, которые хотели получить высшее образование за пределами сообщества. Он открыл первую программу помощи в составлении и подачи заявки в университет, которая давала участникам представление о мире за пределами привычного региона. Однако Дэниелу требовалось углубить свое влияние, так что, подавая заявку в бизнес школу, он стал уделять больше времени программе, благодаря чему достиг ощутимых результатов. Майкл, еще один кандидат, выбрал другой путь. Он работал компании в сфере фондового инвестирования и заметил, что один из его коллег с трудом удерживался на плаву, и если ситуация не изменится, его могут уволить в ближайшее время. В течение нескольких месяцев он индивидуально с ним занимался, не поставив об этом в известность никого в компании. Майкл помог коллеге восполнить технические пробелы и укрепить уверенность в своих силах, так что он упрочил свое положение в компании.

У всех кандидатов разные истории. Расскажите свою . Не стоит предполагать, что их эссе правдивы до последнего слова, но и не надо ничего выдумывать, это только разрушит заявку. Оцените свой бренд: спросите себя, чем вы увлекаетесь, какие у вас ценности, какое воздействие вы оказываете на среду, в которой оказываетесь, какие у вас цели. Чем яснее вы себе все это представляете, тем более удачные подберете примеры и обратите на себя внимание приемной комиссии. Желаю удачи!

Киома Исиадинсо ( Chioma Harvard School и глава приемной комиссии Carnegie Mellon School of Policy and EXPARTUS, а также автором книги “ The Business Schools’ Admissions Secrets” («Секреты приемной комиссии лучшей бизнес школы»).

По материалам сайта Poets & Quants.

Назад