Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Почему online-технологии никогда не заменят занятия в аудитории

Почему online-технологии никогда не заменят занятия в аудитории

Иногда реальность даже превосходит мечты. Речь идет, в том числе, и об образовании, так как технологии всегда сопровождали процесс обучения: с их помощью студенты получают немедленный доступ к информации, а преподаватели - новые средства распространения знаний. Технологии трансформировали саму организацию процесса обучения. Теперь его участники могут поддерживать друг с другом связь при помощи электронной почты, вебсайта курсов, порталов, Интернет-конференций, подкастов, блогов, поисковых ресурсов… список постоянно расширяется. А социальные сети удачно комбинируют эффективность и развлечения.

Так почему бы не заказать пиццу и не приступить к изучению программы МВА дома по сети Интернет? Не стала ли необходимость заниматься в аудитории таким же вчерашним днем, как мел и грифельные доски? Почему вся система образования не перешла на дистанционное обучение?

Ответ: люди. Бесконечно прекрасные, бесконечно многообразные и бесконечно раздражающие. Технологии для дистанционного обучения есть, однако люди испытывают потребность в том, чтобы собраться вместе и пообщаться, пожаловаться на сложный экзамен, обсудить интересную лекцию.

Число бизнес школ растет параллельно возможностям обучения online.

Технологии – отправная точка менеджмента, но разница между хорошим и плохим руководством как раз и заключается в умении добиваться результата, действуя через других людей. В ходе межличностного общения мы должны принимать во внимание мотивацию и последствия, искать компромиссы. Разумеется, вы можете научиться методам составления бюджета online. Но только в процессе непосредственного общения вы научитесь узнавать, кто пытается раздуть этот бюджет.

Кроме того, нам самим важно рассказывать о своих усилиях и достижениях окружающим, иметь свидетелей того, что случилось. При помощи лишнего бокала вина за ужином вы этого не добьетесь. Сегодня мы все можем смотреть DVD дома, но растущая аудитория кинотеатров отражает не только необходимость где-то провести вечер, но и более глубокую потребность разделить с кем-то полученный опыт.

Обучаясь в группе, участники схватывают нюансы общения, необходимые в менеджменте. Способность понимать не только то, что было сказано, но и то, что не было, вести спор и в итоге убеждать так же важны, как и точные данные под рукой. Участвуя в обсуждениях в аудитории, вы обретете уверенность предлагать идеи. Кроме того, следует развивать эмоциональный интеллект; например, овладеть техникой интервью, самоанализом, умением говорить на публике.

Многие бизнес школы набирают студентов со всего мира, что дает дополнительные преимущества. Вы сможете узнать о разных подходах к одному вопросу, развить умение читать между строк. В бизнесе все большую роль играют международные обмены, а понимание того, что на самом деле говорят клиенты, поставщики и конкуренты стало повсеместным требованием.

И, наконец, создание сети контактов. Обучение в одной группе зачастую становится началом искренней дружбы. Кроме того, вы будете иметь возможность получить помощь или совет от участников сети, число которых может достигать нескольких тысяч.

Ничто из вышесказанного не принижает роли технологий в обучении. Многие известные бизнес школы с готовностью их используют и стремятся развивать этот опыт.

Тем, у кого нет средств или времени на то, чтобы приехать на кампус, лучше учиться online, чем никак. Но это будет уже совсем другой опыт и другой диплом. Что касается всех остальных, то использование технологий в полном объеме – это неотъемлемая часть процесса обучения, но не его замена.

Сэр Эндрю Ликерман (Sir Andrew Likierman), декан London Business School.

По материалам сайта ft.com.

Назад