Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Обновления в Harvard Business School. Часть 2

Обновления в Harvard Business School. Часть 2

Лидеры МВА, которые пользуются уважением студентов

Членов команды, которая реализует изменения, Нитин Нория выбирал лично. Помимо главы программы МВА Мун в нее вошли профессор технологии и операций Фрэнсис Фрай ( Frances Frei ), которая отвечает за разработку курса FIELD и за основной учебный план Harvard ; Эйсенманн, руководитель факультативных курсов, и профессор стратегии Феликс Оберхольцер-Джи ( Felix Oberholzer - Gee ), который руководит опытом глобального погружения на программе. Их объединяет одно: это прекрасные преподаватели, известные своим креативным подходом в аудитории. «Я решил создать команду лидеров МВА, которые пользуются глубоким уважением студентов и коллег, - говорит Нория. – Они не просто учили предмету, как все остальные, а проводили на занятиях важные новаторские эксперименты и создали нечто принципиально новое».

Теперь они снова должны создать что-то новое и внедрить изменения в расписание. Самое значительное нововведение – это новый курс на первом году обучения, который называется FIELD (Практический опыт погружения для развития лидерства – Field Immersion Experiences for Leadership Development ). В его основе лежит учеба в небольших группах с акцентом на лидерстве, глобальном бизнесе и предпринимательстве. «Это настоящее обучение на практике. Если раньше студенты представляли себя на месте участника рынка и задавались вопросом: “Что бы я сделал?”, то теперь они просто делают», - объясняет Нория. Чтобы ввести этот курс в расписание, Harvard сокращает почти 10% занятий ключевых предметов первого года обучения. Это хирургическая ампутация, которая требует четкой координации с разработчиками нового курса. «Некоторые аспекты маркетинга лучше изучать не на курсе по маркетингу, а на практике, - настаивает Нория. – А профессорам пришлось немного потесниться и отказаться от нескольких занятий».

Кроме того, в январе все участники FIELD должны получить восьмидневный опыт глобального погружения. Около 150 организаций разных стран, в том числе, Вьетнама, Индии и Китая, готовы предоставить важные проекты более 900 студентам МВА. «Это гигантское административное и интеллектуальное предприятие, - утверждает Нория. – Речь идет не просто о глобальном туризме, а о блестящей возможности для студентов получить представление о ведении бизнеса в наш век глобализации».

Как заявляет Harvard , эти глобальные поездки не будут похожи на то, что уже предлагают другие школы. «95% программ идут легким путем. Студентам говорят: “Мы свяжем вас с глобальным партнером, который даст вам консалтинговый проект. Вы будете над ним работать и покажете им результаты”, - утверждает Мун. – Но опыт студента зависит от объема обучения. Так как поездка входит в обязательную программу, мы должны быть уверены, что студенты получат полезные навыки. Два месяца напряженной работы предваряют неделю погружения. Участники будут постоянно узнавать что-то новое и видеть результаты».

«Ульи» в Harvard

В финальной части курса студенты должны создать и запустить компанию в недавно созданной Лаборатории инноваций , которая откроется в ноябре . Два верхних этажа лаборатории представляют собой десять круговых аудиторий с передвижной мебелью, которые преподаватели HBS называют «ульи». Профессора будут стоять по центру и направлять работу небольших студенческих групп. Это совсем не похоже на классические аудитории HBS , где основы бизнеса изучали поколения будущих менеджеров. «Это высвободит предпринимательскую энергию (а она здесь есть, учитывая количество выпускников, которые становятся предпринимателями) и подготовит студентов к поездке, научит быстро принимать решения и действовать» - добавляет Нория.

Хотя эти изменения новы для Harvard Business School , многие из них уже применяются в других школах. «Мы никогда не старались выделиться тем, как мы преподаем, - объясняет Мун. – Речь идет о том, как хорошо мы преподаем. Если сегодня мы предпримем то, чем спустя 10-20 лет воспользуются все, мы добьемся успеха. Мы не соревнуемся с миром. Мы устанавливаем стандарты качества бизнес-образования».

Интенсивный учебный план

Нория не ограничился первым годом обучения, и меняет учебный план второго. Два семестра будут заменены четырьмя четвертями, что даст возможность профессорам проводить короткие курсы, больше времени уделять моделированию ситуаций и практическим проектам. Мун говорит, что число практических факультативных курсов в Harvard увеличится с 10 до 20. Количество предметов, использующих метод изучения кейсов, сократится почти до 70.

На втором году обучения число модульных курсов вырастет с 4% до 13%. Одни – это короткие семинедельные варианты бывших семестровых курсов, например, маркетинг на потребительском рынке, конкуренция с социальными сетями и правовые аспекты предпринимательства. Другие – сжатые курсы по два занятия в день, в том числе, переговоры и развитие, финансирование и менеджмент семейных компаний. Кроме того, некоторые короткие курсы объединены с практическими, они используют как метод изучения кейсов, так и формат выполнения проекта, например, запуск технологических предприятий, создание эффективных компаний и социальное предпринимательство в бизнесе.

Изменения, как считает Нория, положительно скажутся на опыте предпринимательства, который получит студент на программе MBA : «Очевидно, что люди, работающие в небольших командах по шесть человек, разовьют более тесные отношения и приобретут более глубокий социальный опыт, чем те, кто обучается в секциях по 90 студентов».

Нория надеется, что все эти изменения сделают степень Harvard MBA более актуальной и ценной. «Учебный план станет интенсивнее», - замечает он.

Зарплата как критерий оценки бизнес-образования


Декан Нория не доволен тем, что особое значение некоторые студенты M BA придают стартовой зарплате, а не ценности образования как такового. «Меня огорчает, что соотношение между зарплатой студента МВА после выпуска и при поступлении на программу становится критерием оценки бизнес-образования, - говорит он. – Ведь это самый бесцветный и недальновидный фактор, который только можно выбрать».

По мнению деканов многих бизнес школ, погоня за высокооплачиваемой работой и социальными привилегиями среди выпускников MBA привела к тому, что студенты посвящают меньше времени учебе. «Я в ужасе, когда слышу о пренебрежительном отношении к образованию на втором и даже на первом году обучения в некоторых школах, - говорит он. – Некоторые студенты считают все предметы в пятницу необязательными. Они предпочитают кататься на лыжах в Юте или заниматься чем-то еще, что, по их мнению, важнее аудиторных занятий. 

В этом отношении Poets & Quants.

 
Назад

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных