Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Новая стратегия бизнес школ: клиент снова прав

Новая стратегия бизнес школ: клиент снова прав

Подробнее о поступлении в бизнес-школу Вы можете узнать на Дне открытых дверей 14 апреля. Полная информация о мероприятии и регистрация здесь

Отклик на запросы клиентов, управление качеством и глобальная перспектива – эти аспекты, которые могут стать темой целой лекции профессора бизнес школы – теперь должны стать обычной практикой на программах МВА. Прошли дни, когда бизнес школа предлагала курс только потому, что у нее был преподаватель, разбирающийся в данной сфере; теперь все зависит от потребностей клиента.

 Из-за того, что все больше компаний, предлагающих специализированные курсы, и консалтинговых фирм в сфере менеджмента проникает в область, которая традиционно принадлежала бизнес школам, за последние 2-3 года доходы от программ executive резко сократились. «Хотя бизнес постепенно восстанавливается, возвращение к уровню 2006 года потребует времени, - говорит Стив Бернетт (Steve Burnett), помощник декана Kellogg School of Management при Northwestern University. – Для программ executive характерно быстро идти на спад, а затем восстанавливаться за несколько лет. Чтобы пережить упадок после трагедии 11 сентября 2001 года нам понадобилось 4-5 лет».

 В тех сферах, где бизнес возвращается на прежний уровень, изменился спрос. Компании, которые платят бизнес школам, в среднем, $1000 за человека в день, теперь сами решают, что должно входить в программу и как ее следует преподавать. Они делают акцент на показателях, которые относятся к их бизнесу.

 Годами бизнес школы старались измерить оборот инвестиций в краткосрочные программы, и пришли к заключению, что оптимальных методов оценки нет. Однако некоторые компании навязывают свои системы измерения и не оплачивают программы, пока не убедятся в их эффективности.

 Джаум Хьюгас (Jaume Hugas), исполнительный директор ESADE Business School в Испании, рассказывает, что в зависимости от успеха программы executive школа либо получает дополнительные 15% от стоимости обучения, либо лишается этих 15%. Среди инструментов, измеряющих успех программ повышения эффективности менеджеров, можно назвать оценку 360 градусов (анализ мнений подчиненных, коллег и руководителей студента), а также реализацию индивидуального бизнес-плана.

 Корпоративные клиенты неохотно отпускают менеджеров учиться в зарубежные бизнес школы и требуют, чтобы профессора приезжали к ним. В сфере индивидуальных программ и программ со свободным приемом самыми успешными школами стали те, которые сами доставляют курсы клиентам. Например, Harvard Business School, старейшая в этой отрасли, теперь проводит программы в Китае и Индии.

 Одна из таких успешных школ – Cranfield School of Management при Cranfield University в Великобритании. «Среди наших корпоративных клиентов только у одного-двух головные офисы расположены не в Китае или Южной Африке. Но раз они хотят, чтобы мы готовили их сотрудников, мы едем туда, где развивается бизнес» - заметил Билл Шеддон (Bill Sheddon), директор школьного Centre for Customised Executive Development.

 Некоторые учебные заведения открыли офисы и даже кампусы в регионах, где бизнес развивается активно, например, в Латинской Америке и Объединенных арабских эмиратах. Британская Ashridge Business School открыла программы в ОАЭ одной из последних, следом за Duke University, London Business School, Manchester Business School и INSEAD. «Канадская Queen’s School of Business в течение нескольких лет инвестировала в ОАЭ, и теперь 10% доходов от программ executive приходится на этот регион», - сообщил Том Энгер (Tom Anger), исполнительный директор Executive Development Centre.

 «Потребность в глобальных навыках управления удовлетворял рынок индивидуального образования, однако теперь развиваются и программы со свободным приемом, - говорит Джозеп Вэйлор (Josep Valor), преподаватель информационных систем в испанской IESE Business School. – Во время кризиса крупные компании поняли, что им придется стать глобальными и переместить свои активы. Глобальные программы для руководителей высшего звена – это огромный развивающийся рынок».

 Не менее успешными стали и программы со свободным приемом на нишевых рынках. Например, неизменно высок интерес к программам Cranfield по управлению сетями поставок в Великобритании, а лондонская Cass Business School открыла курсы по исламскому финансовому делу на кампусе в Дубае.

 Школа Kellogg объединила программы, которые длятся два-три дня, чтобы привлечь студентов из других регионов, которые будут охотнее посещать два курса в неделю. Что касается многих традиционных программ со свободным приемом (например, финансы для менеджеров не из финансовой сферы), то здесь бизнес школы начинают уступать компаниям, предлагающим специализированные курсы, которые выполняют те же задачи за гораздо меньшие деньги.

 Разница между консалтинговыми услугами и обучением в бизнес школе также начинает размываться. «Компании нередко просят, чтобы школы занялись экспертной оценкой и коучингом, - говорит Билл Шеддон. – Это дополнительный повод для беспокойства. Cranfield старается не отвлекать преподавателей от обучения, а остальные услуги оказывать посредством внешних агентств. То есть клиентам предлагаются эксперты по оценке и коучи гарантированно высокого уровня».

 Как, в таком случае, бизнес школам не затеряться среди консалтинговых компаний в сфере менеджмента? Джозеп Вэйлор считает, что консалтинговые фирмы решают проблемы, а бизнес школы учат менеджеров, как их решать. «Мы преподаем навыки и подходы, необходимые для решения проблем, а не решаем сами проблемы», - настаивает он.

 Растет спрос на технологии, позволяющие сэкономить время и деньги. По требованию компаний аудиторные занятия все чаще уступают место вебинарам и online-сессиям.

 Очевидно, что в некоторых регионах мира бизнес продолжает развиваться, в частности, это страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Пауло Ресенде (Paulo Resende), помощник декана бразильской бизнес школы Fundação Dom Cabral, утверждает, что 2010 год был лучшим в истории его школы, потому что местные компании сократили число представителей руководства, которых направляли в зарубежные бизнес школы. У местных учебных заведений появился шанс.

 «Во время кризиса на наших программах резко возросло число руководителей. Думаю, мы сделали все правильно, потому что поток менеджеров в нашей школе не прекращается и сейчас», - сообщил профессор Ресенде.  

 С какими проблемами сталкиваются программы executive в зависимости от региона?

 Кай Петерс (Kai Peters)

Генеральный директор, Ashridge Business School, Великобритания

 «В Европе, как и везде, задачи программ executive напрямую связаны с организационной стратегией: сейчас мы стараемся делать больший акцент на изменение в поведении, чем на приобретении знаний. По этой причине эти программы должны выйти за рамки аудитории и охватывать рабочее место».

 Джон Квелч (John Quelch)

Вице-президент и декан Ceibs, Китай

 «В условиях быстро развивающихся азиатских рынков – особенно в Китае – наши клиенты не могут отправлять лучших сотрудников на долгосрочные курсы. В Ceibs мы предлагаем обучение на практике и высокоэффективное развитие лидерских навыков, что обеспечивает максимальный оборот инвестиций клиентов. Мы предлагаем уникальную комбинацию “глубины Китая и широты глобализации”».

 Джуди Олин (Judy Olian)

Декан, UCLA Anderson School of Management, США

 «Как сформировать глобальных лидеров? Главная задача наших североамериканских клиентов – развивать бизнес на новых рынках и защищать свои производственные циклы от политических и экологических катаклизмов. Они рассматривают нас как партнера в подготовке нового поколения руководителей, мыслящих по-настоящему глобально».

 Марсело Паладино (Marcelo Paladino)

Декан, IAE Business School, Аргентина

 «Мы должны гарантировать, что у бизнеса достаточно ресурсов для обеспечения устойчивого роста. Внутренние рынки меняются, средний класс требует новых продуктов и услуг, но его экономический потенциал ограничен. Лидеры бизнеса должны проявлять новаторство и гибкость, эффективно работать в поликультурной среде и уметь составлять долгосрочные планы, несмотря на нестабильную ситуацию».

 По материалам: ft.com 


Назад