Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

На пути к глобальной модели ответственного лидерства

На пути к глобальной модели ответственного лидерства

Устойчивое развитие все явственнее становится реалией бизнеса, и серьезно настроенные компании по всему миру принимают эту тенденцию как одну из основополагающих. Недавнее исследование, проведенное Global Compact ООН и Accenture, показало, что 72% исполнительных директоров считают, что ключом к продвижению устойчивого развития является образование. Предположительно, новое поколение глобально ответственных менеджеров уже сейчас проходит обучение в мировых бизнес школах.

Хотя деловой сектор уже долгое время изучает и применяет на практике концепции устойчивого развития, бизнес школы не спешат к нему присоединиться. Ситуация стала меняться, когда школы поняли, что не только теряют возможности, но и рискуют безнадежно отстать, если не будут преподавать то, что нужно студентам, бизнесу и обществу.

Поощряя перемены

На пути прогресса бизнес школ в этой сфере стоит ряд препятствий, например, медленная адаптация школ к изменениям. В июне состоялась встреча деканов мировых учебных заведений в рамках второго глобального форума ООН «Принципы ответственного управления» (Principles for Responsible Management) в Нью-Йорке.

Шесть принципов, которые должны поощрять и поддерживать образование и исследования в области ответственного управления и глобального мышления лидеров, были приняты более 300 учебными заведениями по всему миру. На конференции некоторые деканы высказали мнение, что наряду со школами, предпринимающими отдельные шаги в этом направлении, следует привлечь и такие аккредитующие органы как AMBA, EQUIS и AACSB: они должны ввести вопросы устойчивого развития в процесс аккредитации, а также отстаивать их важность на мировом уровне.

Бизнес школы очень серьезно относятся к аккредитации. Потенциальные студенты МВА рассматривают наличие знака одобрения как критерий выбора одной или нескольких подходящих программм из многих.

Ключ – аккредитация

Исследования тысяч кандидатов, которые проводились последние несколько лет на вебсайте QS TopMBA.com, показывают, что наличие аккредитации является одним из важнейших аспектов при выборе школы. «В мире существует огромное количество бизнес школ, и им очень важно получить аккредитацию хотя бы одного независимого органа, - утверждает Росс Герати (Ross Geraghty), главный редактор TopMBA.com и TopMBA Career Guide. – Я думаю, что трем главным аккредитующим агентствам и важнейшим национальным и региональным органам пора проявить инициативу и включить в оценку некоторых школ устойчивое развитие, этику, корпоративное управление и вопросы экологии».

Аккредитующие органы могут сыграть ключевую роль в подталкивании бизнес образования к переменам как через обсуждение этой темы на международном уровне, так и с помощью внесения изменений в процесс аккредитации школ. В настоящее время вопросы устойчивого развития не требуются для процесса оценки, который проходят все мировые бизнес школы, чтобы получить знак одобрения. У многих школ есть аккредитация сразу нескольких агентств; это означает, что даже если один аккредитующий орган сделает вопросы устойчивого развития обязательными, мы все равно увидим определенные изменения.

Некоторые аккредитующие агентства стали более серьезно относиться к этому аспекту. Очередная ежегодная конференция МВА EFMD, сети, которая включает в себя 730 участников - организации научного сообщества, бизнеса, государственной службы и консалтинга, получившие аккредитацию EQUIS, - была посвящена развитию ответственного лидерства.

«Ответственный менеджмент для меняющегося мира» - так называлась ежегодная конференция Association of МВА (AMBA), занимающейся аккредитацией программ MBA, DBA и магистр банковского менеджмента в 72 странах. Association of Advance Collegiate Schools of Business (AACSB), которая аккредитует почти 600 институтов по всему миру, тоже посвятила последнюю июньскую конференцию устойчивому развитию.

Международное обсуждение

Эти организации не ограничиваются конференциями, они начинают принимать участие в обсуждении вопроса устойчивого развития и возможностей обучения глобально ответственных лидеров на мировом уровне. EQUIS, AMBA и AACSB входят в организационный комитет ООН по Принципам ответственного образования в области управления (UNPRME). В этом году к ним присоединились Central and East European Management Development Association (CEEMAN), в которую входят 170 организаций, и Latin American Council of Management Schools (CLADEA), объединивший 140 школ. Вместе с 300 учебными заведениями-членами UNPRME они представляют собой реальную силу, способную провести изменения на международном уровне.

В мире проходит все больше мероприятий в образовательной и деловой сфере, они доказывают, что тема устойчивого развития становится все более важной, и что, возможно, бизнес школы стали относиться к ней с должным вниманием. Теперь главной проблемой будет переход от обсуждения к практическим способам внедрения аспектов устойчивого развития в бизнес образование. Первым шагом в этом направлении станет аккредитация: когда бизнес школам потребуется получить или обновить свой знак одобрения, они должны будут со всей серьезностью отнестись к вопросам устойчивого развития в учебном плане. Увидим, смогут ли они это сделать и если да, то каким образом.

Бизнес школы

Бизнес школы изучают возможности предложить студентам МВА опыт и знания, которые необходимы глобально ответственным лидерам, выходящие за рамки стандартных курсов по этике. Например, студенты могут изучить реалии бизнеса в разных странах мира с помощью программ по обмену или обучения на зарубежных кампусах. Недавно London Business School открыла кампус в Дубаи.

Кроме того, бизнес школы создают центры по изучению различных аспектов глобального лидерства, что должно повлиять на учебный план. Skoll Centre for Social Entrepreneurship школы Saïd при Oxford University исследует формирование нового поколения предпринимателей, способных провести глубинные изменения. Euro-China Centre for Leadership and Responsibility при China Europe International Business School с 2005 года изучает развитие ответственного лидерства в организациях Китая.

Кроме того, глобальное ответственное лидерство подразумевает участие будущих лидеров со всех уголков света. Появляется все больше бизнес школ, предлагающих разный уровень образования. Например, только пять школ в Африке имеют международную аккредитацию. Одним из учебных заведений, принимающих участие в международном обсуждении устойчивого развития, является University of Stellenbosch Business School в ЮАР.

Однако эта тема беспокоит не только бизнес школы и научное сообщество. Студенты МВА тоже проявляют активность и в некоторых вопросах берут инициативу в свои руки. Участники таких студенческих сетей как, например, Net Impact и AIESEC подробно рассматривают эти вопросы на уровне клубов школ и выступают за изменения изнутри. Недавно группа студентов Harvard Business School предложила MBA Oath, добровольную клятву, которую могут подписать выпускники и студенты МВА. Она гласит о том, что выпускники бизнес школ обязуются получать прибыль, не выходя за границы ответственности и этики.

Несмотря на активную дискуссию о важности глобально ответственного лидерства, мы находимся только в начале пути. Предстоит сделать еще очень многое, чтобы превратить это обсуждение в конкретный опыт, направленный на студентов. Но не стоит забывать, что ситуация постепенно меняется, и у новых студентов МВА будет все больше возможностей.

Жизель Вэйбрехт, автор книги «Устойчивое развитие: справочник по экологичному бизнесу для менеджеров» (Sustainable MBA: The Manager’s Guide to Green Business), www.thesustainablemba.com

Материал предоставлен компанией QS.


Назад