Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

МВА – степень для лентяев?

МВА – степень для лентяев?

Они заявляют, что с похожими проблемами столкнулось и послевузовское бизнес образование.

Статья «Бракованная специализация: скользя сквозь бизнес школу» (русскоязычный вариант на сайте topcareer.ru) была опубликована совместно New York Times и Chronicle of Higher Education. В ней говорится, что студенты, изучающие бизнес, тратят на учебу меньше времени, чем учащиеся других направлений. Ссылаясь на книгу «Плыть по течению: ограниченное обучение на кампусах колледжей» (“Academically Adrift: Limited Learning on College Campuses”), авторы публикации настаивают, что студенты со специализацией в бизнесе получают самые низкие баллы по национальному экзамену на первых двух курсах колледжа, а также более скромный результат GMAT.

Хотя эта статья посвящена вузовскому бизнес образованию, к ее обсуждению на вебсайте New York Times присоединились и представители программ МВА.

Выпускник Wharton и мошенничество

Вот что написал участник обсуждения из Сиэтла, который указал, что получил степень МВА в  Wharton: «Все проблемы, поднятые в этой статье, процветали и на моей программе, наряду с жульничеством, о котором здесь не упоминается. Я прекрасно помню, что ответы на экзамен по продвинутому бухгалтерскому делу распространялись среди студентов накануне вечером. Я часто вспоминаю тот экзамен, когда читаю о финансовом кризисе».

«Что касается групповых заданий, - продолжает он, - то мне хватило одного проекта, в ходе которого многие студенты не внесли в проект ничего, а потом воспользовались результатами работы других, чтобы выйти из группы и все последующие задания выполнять одному. Пусть мне было одиноко, но это все равно лучше, чем видеть, как твою работу воруют».

«Если быть совсем откровенным, то гораздо больше усилий, честности и любопытства я наблюдал в начальной школе, чем в Wharton. Я не жалею, что получил степень МВА – она хорошо оплачивается. Но даже на «элитных» программах мошенничество весьма распространено.  Будьте бдительны!» - подвел итог житель Сиэтла.

Другой участник обсуждения, Марк из Бостона, заявил, что у большинства студентов в его группе на программе МВА был опыт в реальном бизнесе, но, несмотря на это, лишь 10% из них были мотивированы на учебу. «С программы отчислили двоих (и вполне справедливо), но даже большинство из тех, кто остался, я не могу представить на руководящих должностях», - пишет он. 

Указав, что, помимо диплома МВА, он получил степени бакалавра естественных наук и магистра информатики, Марк заявил, что уже 22 года работает адъюнкт-профессором и может на собственном опыте подтвердить, что студенты со специализацией в бизнесе самые посредственные и меньше всех заинтересованы в учебе.

Групповой проект как способ ничего не делать  

Вот что поведал еще один участник обсуждения: «На нашей программе МВА тоже практиковался командный подход к выполнению заданий. Моя группа была приятным исключением: мы действительно выгнали «коллегу», который ничего не делал. Однако он скоро присоединился к другой группе и продолжил обучение».

«Хотел бы я, чтобы такие люди не могли найти работу по окончании школы, - говорит он, - но мечтать не вредно. Большинство моих одногруппников такого типа удачно устроились (возможно, как и в школе, другие выполняют их работу, а они пожинают плоды)… На административном уровне существует серьезная проблема: таких людей следует отчислять, но этого не происходит, потому что они оплачивают двухлетнее обучение».

Грамотность студентов МВА под вопросом

Выпускница юридической школы написала на форуме Times, что ее молодой человек учится на одной из ведущих программ MBA. «За последний год я проверяла работы его команды с точки зрения орфографии, грамматики и т.д., и меня просто поразила неспособность его одногруппников составлять предложения или писать тексты с простейшей структурой, - сообщила она. – Когда недавно я рассказала об этом друзьям, среди которых была девушка, окончившая эту же программу МВА прошлой весной, та возразила: “Нам ставят оценки за идеи, а не за умение писать”. В ведущей бизнес школе?! Простите, но мои преподаватели-юристы без проблем оценивали нас по обоим критериям».

Еще один участник обсуждения, профессор бизнес школы «при крупном государственном университете», написал: «Студенты, изучающие бизнес, даже не пытаются освоить предметы своей специализации. Многие выбирают бизнес потому, что считается, что в этой сфере проще найти работу».

Мнение преподавателей

«Как бы отчаянно я не пытался объяснить это студентам, они не понимают, что для работы в сфере бизнеса должны в совершенстве владеть своим предметом, - рассказывает профессор бизнес школы. - Многие мои студенты ненавидят бизнес. Это меня озадачивает. Я далеко не мечтатель, однако я и не представлял, что можно изучать область, которая абсолютно не нравится, а потом еще устраиваться в ней работать».

Другой участник обсуждения, который преподавал деловые расчеты в университете на юго-западе США, заявил, что это был худший жизненный опыт: «У большинства студентов не было интереса, мотивации и желания учиться. Когда в рамках подготовки к экзамену я попросил их решить математические задания, они сочли это нечестным, разозлились, некоторые даже стали препираться со мной в аудитории. Многие учащиеся никогда не приходили на консультации. Были и те, кто жаловался администрации».

Еще один участник, «бывший преподаватель на вузовских и послевузовских программах», написал, что описанные проблемы «распространены в гораздо большей степени, чем подразумевается в статье, начиная с обособленных и немотивированных студентов, которых специализация в бизнесе привлекает ложным ощущением престижа, и заканчивая преподавателями, которые из года в год учат делать одни и те же презентации в PowerPoint, пересказывают одни и те же главы учебника и проводят одни и те же контрольные. Таким образом, высшему образованию приходится бороться за выживание».

Оценка преподавателей студентами

«Не стоит упускать еще один немаловажный аспект: студенческую оценку курсов. Школы все чаще используют ее как инструмент манипулирования, управления преподавателями и кафедрами и даже запугивания; при этом многие исследования доказывают бесполезность такой оценки … Непредсказуемым и меняющимся в соответствии с повесткой дня школам, от которых зависит карьера (и доход) членов профессорско-преподавательского состава, все сложнее убедить студентов поддерживать преподавателей».

«Профессора, которые поощряют креативное мышление, заставляют учащихся покинуть зону комфорта, дают непростые задания и проводят занятия так, что всем приходится прилагать усилия, часто получают невысокую оценку студентов. А те, кто предлагает меньше заданий и проводит занятия по шаблону, поучают награду, - продолжает бывший преподаватель. – Студенты скорее напишут жалобу, чем поддержат увлеченного, но требовательного профессора».

Проблема не ограничивается США

Еще один участник обсуждения, Махендра Сингхви из Пьюна, Индия, сообщил, что преподает на программе МВА в Institute of Business Management и «лично наблюдает, что студенты в сфере бизнеса просто плывут по течению». «Стандарты ощутимо упали. Чувствуется спад интереса по отношению к проблемам выбранной сферы специализации, апатия и равнодушие… Кажется, что общая задача студентов – найти работу в компании, словно это единственная цель в жизни».

«Последний семестр был в этом отношении показательным, - подчеркивает Сингхви. - И студенты, и Institute были заняты поиском работодателей, а преподавателям посоветовали отнестись к этому с пониманием, потому что трудоустройство студентов – важнее, чем строгие требования программы. Я удивился, узнав, что ситуация в США не отличается от того, что сейчас происходит в Индии».

По материалам сайта Poets & Quants.

Назад

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги