+7 (495) 234-99-88 +7 (499) 653-55-05 Заказать звонок

MBA: короче, быстрее, дешевле

MBA: короче, быстрее, дешевле

Логан Снайдер (Logan Snyder) во время обучения в юридической школе решил, что он хочет получить степень MBA. Но после четырех лет обучения по бизнес-специальности уровня undergraduate, трех лет изучения юриспруденции и нескольких лет опыта работы, приобретенного в перерыве между получением образования, еще два года в бизнес школе не выглядели заманчивой перспективой. Снайдер комментирует: «Казалось, что это будет тратой времени и денег».

К счастью для Снайдера, его бизнес образование и опыт работы позволили ему избежать привычного маршрута получения степени MBA в пользу однолетней ускоренной программы MBA в бизнес школе Notre Dame's Mendoza College of Business. После летнего 10-недельного штудирования основных дисциплин программы MBA, таких как бухгалтерский учет и финансы, осенью он попал прямо на второй курс двухлетней программы MBA и закончит обучение будущей весной. «Это было просто стихийное бедствие, - рассказывает он. - Я не могу поверить в это, четыре месяца обучения позади, и я понимаю, что половина программы уже пройдена».

Такого рода поступления в бизнес школы становятся все более и более распространенными среди растущего числа студентов, которые отстраняются от условностей и выбирают более короткий и интенсивный период обучения в школе примерно за половину цены традиционной двухлетней программы. Сокращенные временные рамки однолетней программы MBA вместе с более привлекательной ценой оказываются чрезвычайно востребованными многими студентами в данной экономической ситуации, считают представители приемных комиссий и директора программ MBA. Некоторые бизнес школы в США, которые предлагают ускоренные программы, сообщают, что число заявок на поступление значительно выросло в прошлом году, а число зачисленных студентов в некоторых школах достигло рекордного уровня. Во всем мире около 70% однолетних программ MBA отмечают увеличение заявок на поступление в этом году, согласно исследованию последних тенденций поступления, проведенного Советом Graduate Management Admission Council. Чтобы соответствовать студенческому спросу на такие программы, все больше и больше школ расширяют свои предложения по программам, в том числе по однолетним программам, которые в некоторых случаях были добавлены всего лишь несколько месяцев назад.

Растущая тенденция

Тенденция отражает смещение, которое произошло на рынке программ MBA за последние годы, считает Нунцио Квакварелли (Nunzio Quacquarelli), директор компании QS World MBA Tour, которая опросила около 4000 будущих студентов MBA в 35 странах прошлой осенью и повторно весной 2009 для своего ежегодного исследования. Выделяется одно открытие. Среди аппликантов MBA в этом году больше студентов (44%) высказались в пользу однолетней, а не двухлетней программы (43%) впервые за 11-летнюю историю проведения опросов среди поступающих студентов. В США двухлетняя модель все еще остается предпочтительной, но даже здесь ситуация начинает меняться, сообщает он. «Пять лет назад двухлетняя программа MBA была намного популярнее, чем однолетняя модель обучения, но сейчас они идут нога в ногу», - заявляет Квакварелли.

Бизнес школы в США уже отвечают спросу студентов на альтернативные программы. Одна из школ, открывающая новую программу - Rutgers Business School, которая запустит однолетнюю программу MBA летом 2010 года. Школа уже несколько лет проводит двухлетнюю программу MBA на кампусе в г. Ньюарк (Newark), штат Нью-Джерси, но никогда еще не предлагала однолетнюю программу, сообщает Сьюзен Гилберт (Susan Gilbert), заместитель декана MBA-программ в Rutgers, которую школа попросила найти варианты новой программы MBA для школьного кампуса в г. Нью-Брансуик (New Brunswick).

Во время поиска она изучила данные аппликантов за последние несколько лет и обнаружила удивительное открытие: около 40% претендентов, поступающих в бизнес школы на двухлетнюю программу MBA, уже получили бизнес образование уровня undergraduate и хотели бы ускорить изучение теорий, обычно составляющих основные дисциплины первого курса MBA. Добавление однолетней программы MBA к уже существующим в школе предложениям по обучению MBA имеет смысл, считает Гилберт, с точки зрения, если эта программа будет рассчитана на более опытных и образованных претендентов. «Увеличивается нишевый сегмент студентов, которые не меняют коренным образом направление своей карьеры». Гилберт добавляет: «Они хотят быстрее получить степень MBA, чтобы продвинуться по карьерной лестнице в той области и функциональном исполнении, в которой они уже работают».

Рост числа зачисленных студентов

Школы, в которых уже предлагаются однолетние программы MBA, отмечают, что начинают извлекать выгоду от предоставляемых этому новому рынку студентов услуг. В бизнес школе Utah State University's Jon M. Huntsman School of Business, в которой однолетняя программа MBA проводится уже более десяти лет, количество зачисленных студентов этой осенью составило 56 человек, в прошлом году было 43 студента. На самом деле в этом году курс был таким многочисленным, что первокурсники не могли поместиться в классе, где обычно проводятся лекции, и должны были переместиться в более просторную аудиторию, рассчитанную на 80 человек, сообщает Кен Снайдер (Ken Snyder), директор программ MBA школы Huntsman.

Другие бизнес школы отмечают такой же рост. В школе Notre Dame число поступающих на однолетнюю программу увеличилось в этом году на 14%, и школа зачислила на курс этой осенью на 30% больше студентов, чем в прошлом году, сообщает Брайн Лор (Brian Lohr), директор приемной комиссии. В бизнес школе University of Pittsburgh's Katz Graduate School of Business, в которой однолетняя программа MBA существует самое длительное время в США, число поступающих в этом году выросло более чем в два раза, сообщает Билл Валента (Bill Valenta), заместитель декана программ MBA. Частично этот прирост возник из-за иностранных студентов, которые стремятся найти такие же по продолжительности программы, которые предлагаются в их странах, сообщает Валента. «В Европе наблюдается увеличение числа однолетних программ, поэтому мы видим больше иностранных студентов, которые предпочитают именно такую модель обучения», - рассказывает он.

Тем временем некоторые учебные заведения, которые предлагают однолетние программы MBA, стремятся сделать свои программы более современными и привлекательными для студентов. Колледж University of Oregon's Lundquist College of Business недавно модернизировал свою однолетнюю программу MBA, теперь это позволяет студентам закончить обучение в течение 9 или 11 месяцев и делает программу одной из самых коротких из однолетних программ MBA на рынке. Раньше студенты проходили ускоренную программу за 15 месяцев, рассказывает Эндрю Вернер (Andrew Verner), заместитель декана программ уровня graduate. Он надеется, что новое расписание, которое позволяет специализироваться в таких направлениях, как спортивные товарные знаки или устойчивый бизнес, совместно с новой продолжительностью программы произведут фурор среди поступающих. «В США предпочтение все еще остается за двухлетними программами MBA, поэтому, если вы можете добавить и однолетнюю программу, это даст вам фору в условиях конкуренции», - считает Вернер.

Однако директора приемных комиссий признают, что ускоренные программы MBA - не для всех. Не всегда в них есть столько же разнообразия, когда речь идет о курсах по выбору и акцентированном внимании на определенные дисциплины, а студенты обычно так заняты, что у них нет времени принимать участие в мероприятиях на кампусе.

Отсутствие летней стажировки

В отличие от двухлетней программы MBA, где требуется прохождение летней стажировки между первым и вторым годами обучения, однолетняя программа обычно не предоставляет студентам такой возможности. В напряженной ситуации на рынке труда, когда многие компании делают предложения по работе только тем студентам, кто проходит у них стажировку в рамках программы MBA, это может поставить студентов однолетних программ в невыгодное положение, когда дело коснется поиска работы, признает Снайдер из школы Huntsman. Школа должна творчески подойти к тому, чтобы помочь учащимся подготовиться к поиску возможностей устройства на работу.

«Иногда, когда мы обращаемся к крупным компаниям, они говорят, что большинство рабочих мест для студентов MBA оказались закрыты после летней стажировки, - сообщает Снайдер. - Нам нужно работать над тем, чтобы справиться с проблемой отсутствия этой летней стажировки».

Но на этот недостаток большинство студентов, поступающих на однолетние программы, не желают обращать внимания. Те, кто поступает на однолетние программы, обычно более целенаправленны, чем студенты двухлетних программ MBA, и опыт стажировки им не так необходим и не имеет такого значения для развития карьеры, признают директора приемных комиссий. В приемных комиссиях также сообщают, что они тщательно проверяют аппликантов на однолетние программы, обычно требуя от них наличие образования в сфере бизнеса уровня undergraduate и несколько лет опыта работы. Многие программы ищут студентов, которые являются не сторонниками изменения направления карьеры, а сторонниками продвижения по карьерной лестнице. «Обычно студент однолетней программы – это строго сконцентрированный на развитии карьеры человек, который не совершает серьезных смещений в направлении карьеры, - сообщает Лор. - Они остаются практически в той же самой области, но после обучения возвращаются на должность более высокого уровня».

Это относится к Эллисон Фромм (Allison Fromm), студентке однолетней программы школы Pittsburgh's Katz School, которая до обучения в бизнес школе работала в отделе по расчетам с поставщиками компании Bayer, гиганта в области здравоохранения, и сейчас планирует после выпуска вернуться в данную сферу. Имея 10 лет опыта работы за плечами, она считает, что ей не нужна летняя стажировка и остальные привилегии, характерные для двухлетней программы MBA. Фромм сомневалась в решении снова пойти учиться, пока не узнала об однолетней программе MBA. Ее решение оказалось компромиссным, считает она. «Конечно, я сожалею о вещах, которые не могу делать, но неужели лучше было бы пойти на двухлетнюю программу? Совсем нет, - говорит Фромм. - Здесь я могу получить знания по основам бизнеса, не слишком долго оставаться без работы и вернуться обратно в полном порядке».

Не все в мире образования в области менеджмента рады набирающим популярность однолетним программам MBA. Укороченная программа MBA может быть подходящей моделью для группы талантливых студентов с обширным опытом работы в бизнесе, но она не годится для большинства студентов, считает Джон Фернандес (John Fernandes), президент ассоциации Association to Advance Collegiate Schools of Business (AACSB), одного из ведущих агентств по аккредитации бизнес школ.

Данная ассоциация проследила некоторые из аккредитованных школ США, предлагающих ускоренные программы MBA, которые определяются как программы, которые можно закончить менее чем за два года. В 2005-2006 учебном году была 31 аккредитованная школа, предлагавшая ускоренные программы, в этом году данное число стремительно возросло до 44, согласно данным AACSB. «Это очень резкий скачок, - сообщает Фернандес. - Я озабочен тем, что существует гонка за ускоренное обучение».

Растущая популярность этих программ приходится на время, когда AACSB просит, а в некоторых случаях требует от школ добавить в расписание двухлетних программ больше таких дисциплин и теорий, как этика, устойчивое развитие, способы функционирования на международном рынке, сообщает Фернандес. Новые однолетние программы могут быть поставлены на контроль представителями аккредитующих компаний в течение следующих лет, если они не будут отвечать стандартам AACSB, заявляет он: «Если в школе появляется программа, которая не охватывает в достаточной степени учебный курс, то это опасный путь. Пока вы не наберете очень опытных и высокорезультативных студентов, я думаю, что это еще один рынок из разряда «покупатель, остерегайся!» как для студентов, так и для работодателей».

По материалам сайта www.businessweek.com.


Назад

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги
+7 (495) 234-99-88, +7 (499) 653-55-05