Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Лидерство сегодня. Часть 2.

Лидерство сегодня. Часть 2.

Продолжение. Начало интервью читайте здесь.

В какой мере бизнес школы помогают в становлении лидера?

Вопрос «Лидерами рождаются или становятся» уже давно обсуждается учеными и практиками. Анализируя деятельность крупных лидеров в области бизнеса XX века, мы определили, что успех зависит от комбинации внешних обстоятельств и личных качеств. Изучая бизнес-лидеров и их уникальные обстоятельства (то есть, десятилетие, в которое они стали исполнительными директорами или основали компанию), мы поняли, насколько важной является эта комбинация. Все руководители, которых мы изучали, обладают определенными качествами, характерными для лидеров (например, дальновидностью, упорством, способностью идти на риск и т.д.), но этих менеджеров отличает не столько само наличие этих качеств, сколько способность проявить их таким образом, чтобы извлечь выгоду из сложившихся условий.

Бизнес школы помогают студентам оценить ситуацию, в которых они оказались, здесь им проще понять свой лидерский потенциал. Если судить по биографиям известных руководителей, то у некоторых из них был природный талант, который рано проявился, то есть, они, в каком-то смысле, были прирожденными лидерами. Однако не меньше таких руководителей, кто научился управлять только со временем, благодаря наставникам, опыту и образованию.

Вы говорили о трех различных подходах, которые привели знаменитых руководителей XX века к успеху. Что это за подходы?

В нашем исследовании мы определили условия, которые сложились в каждое десятилетие XX века, отталкиваясь от шести основных факторов – степени вмешательства в деловую политику со стороны правительства; влияния глобализации и геополитики; возможностей в связи с изменением демографических тенденций; роли технологий; силы или слабости рабочего движения; превалирующих общественных устоев.

Одни руководители открыли новые компании или создали новые отрасли благодаря изменениям окружающих условий. Мы называем их предпринимателями. В начале XX века появилось много предпринимателей, так как в США бурно развивались система железнодорожного сообщения и национальная пресса. Они создали основу для появления национальных торговых марок, примером могут служить такие предприниматели как Уилл Келлогг (кукурузные хлопья), Милтон Херши (шоколад) и Генри Хайнц (приправы).

Другие руководители старались максимально усилить потенциал своей компании или отрасли, их называют менеджеры. Можно сказать, что они оказались в нужное время в нужном месте и смогли в сложившихся условиях расширить и оптимизировать бизнес. Многие финансисты в 1980 и 1990 годах воспользовались благоприятной обстановкой: два этих десятилетия были плодотворны для инвестиционных компаний; например, Kohlberg Kravis & Roberts и Drexel Burnham Lambert успешно приобретали контрольные пакеты акций с помощью кредита, что привело к волне реструктуризации последних десятилетий XX века.

И третий путь к успеху – умение вдохнуть новую жизнь в умирающую отрасль или организовать полное изменение компании. Эти руководители, которых мы называем лидеры, способны видеть потенциал для обновления и возрождения там, где другие видят исчерпанные возможности и упадок. Джек Уэлш, глава General Electric и Лу Герстнер из IBM считаются признанными лидерами. Проведя напряженный процесс обновления и реорганизации, оба создали более сильные и стабильные компании XXI века.

В разные периоды прошлого столетия превалировал определенный тип руководства, но в рамках любого периода есть возможность создать что-то новое, усилить эффективность, расширить деятельность и вывести бизнес из упадка.

Кого вы считаете самым великим руководителем всех времен и почему?

На этот вопрос нелегко ответить. Не думаю, что такой руководитель есть вообще. В определенное время и при определенных условиях многие были великими. Добились ли бы они успеха в другое время или в другой среде? Не умея меняться и адаптироваться с течением времени, сложно создать долгосрочный бизнес. В нашем исследовании руководителей в области бизнеса в XX веке мы обнаружили, что некоторые компании последовательно возглавляли успешные лидеры, речь идет, в том числе о General Electric, 3M, Avon и Wrigley. Способность этих компаний добиваться высоких результатов в течение долгого времени под управлением разных руководителей является показателем стабильной корпоративной культуры и способности исполнительных директоров приспосабливаться к требованиям времени.

Чему руководители в других сферах могут научиться у бизнес-лидеров?

Лидерство в бизнесе и в других сферах зависит от внешних условий, так что развитие лидерских качеств не должно ограничиваться попытками создать «универсального» руководителя. Вместо этого, изучение истории лидерства поможет нам осознать значение условий и среды на пути к успеху. Лидеры во всех сферах добьются большего, если будут понимать, в каких условиях они действуют. Кроме того, важно знать свои сильные и слабые стороны. Вы процветаете в напряженной атмосфере постоянных изменений? Или добиваетесь успеха в более стабильных условиях? Изучив собственное «я», вы поймете, какая среда вам больше подходит.

По материалам сайта Forbes.com.

Назад

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги