Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Лидерство сегодня

Лидерство сегодня

Тони Майо преподает в Harvard Business School курс под названием «Крупные руководители в области бизнеса: контекстуальный интеллект». Кроме того, он руководит междисциплинарной программой «Лидерская инициатива», которая занимается передовыми исследованиями в области развития новых, более успешных курсов по изучению лидеров и лидерства. Он является соавтором книг In Their Time: The Greatest Business Leaders of the 20th Century, Paths to Power: How Insiders and Outsiders Shaped American Business Leadership и Entrepreneurs, Managers and Leaders: What the Airline Industry Can Teach Us About Leadership. Кроме того, совместно со своим коллегой Нитином Нориа (Nitin Nohria) Майо создал базу данных «Крупные американские руководители в области бизнеса» в рамках проекта «Лидерская инициатива».

Во время интервью Тони Майо рассказал о сегодняшнем понимании лидерства на основе исследований прошлого, а также о сильных и слабых сторонах современного бизнес образования.

Что такое проект «Лидерская инициатива» и как он появился?

Проект, который возглавляет профессор Линда Хилл (Linda Hill), был создан, чтобы придать новый импульс исследованиям в области изучения лидеров и лидерства, что необходимо для разработки эффективных программ по развитию менеджмента в XXI веке. Цель проекта - поддерживать миссию Harvard Business School: обучать руководителей, которые смогут изменить мир. Мы стремимся преодолеть разрыв между теорией и практикой лидерства.

Какие основные выводы относительно лидерства вы сделали, составляя базу данных «Крупные американские руководители в области бизнеса»?

«Лидерская инициатива» осуществляет три направления исследований: наследие лидерства, развитие лидерства и глобальное лидерство. База данных «Крупные американские руководители в области бизнеса XX века» является частью нашего основного исследования по наследию лидерства. Мы с профессором Нитином Нориа начали ее создавать, потому что пытались понять особенности руководства бизнесом в прошлом. В базе данных можно найти информацию о 1000 исполнительных директоров и основателей американских компаний. Изначально мы стремились вывести принципы бизнес-лидерства, чтобы лучше понимать его эволюцию, а также характерные особенности тех, кто его формировал. Создавая нашу базу данных, мы использовали контекстно-ориентированный подход, то есть пытались понять, как руководители в области бизнеса смогли достичь успеха в условиях того времени, когда они жили и работали.

Что такое контекстуальный интеллект, в чем заключается его важность?

Для нас с профессором Нориа понятие "контекстуальный интеллект" означает способность понимать факторы на макроуровне - уровне непосредственно наблюдаемых явлений. Мы рассмотрели шесть факторов, которые формировали деловую сферу в прошлом веке и продолжают формировать ее сейчас: регулирование со стороны правительства, труд, глобализация, технологии, демография и общественные устои. В каждом десятилетии XX века эти шесть факторов были представлены в большей или меньшей степени и создавали уникальные комбинации. Способность руководителей в области бизнеса понимать внешние условия и приспосабливаться к ним нередко была залогом успеха или неудачи.

Контекстуальный интеллект это способность понять дух времени и на основе этого создать, максимально увеличить или трансформировать возможности для бизнеса. В каждый период времени требовались свои менеджерские качества для организации и поддержания процветающего бизнеса, и успешные исполнительные директора и основатели компаний могли точно рассчитать, когда следует что-то изменить. Однако для многих адаптация стала почти непреодолимой задачей. Это видно на примере Генри Форда, главы Ford Motor, и Дэвида Сарнофф, президента Radio Corporation of America.

Форд смог создать высокоэффективное производство, что, без сомнения, является заслугой его стиля управления, жесткого, не допускающего возражений. Достигнутые успехи привели к ощущению неуязвимости, которое подвело Форда в последние годы. Считая, что по большей части он может полагаться только на себя, Генри Форд не увидел изменений, которые происходили как в автомобилестроении, так и в сфере клиентов. Отсутствие понимания или даже интереса к мнениям и мыслям других людей стало его огромной, но абсолютно неизбежной ошибкой.

Только поколение спустя Сарнофф повторил некоторые просчеты Форда. Добившись влияния сначала на радио, а затем и на телевидении, Сарнофф смог превратить RCA в одну из самых успешных и конкурентоспособных компаний в мире. Его пристальное внимание к технологиям и их внедрение в радио- и телеиндустрию позволило RCA совершить значительный прорыв в отношении продукции и услуг, особенно благодаря приобретению National Broadcasting Corporation. Однако если в начале развития обеих областей властвовали технологии, то со временем на передний план вышел контент.

Сарнофф не смог и, очевидно, не захотел взять в расчет это изменение. Кроме того, он не желал признавать технологическое превосходство других участников индустрии, в особенности достижения Японии в области электроники. Вместо того чтобы применять успехи других, Сарнофф упрямо следовал неверному пути наращивания технологий. Его слепая вера в собственную правоту, в конце концов, решила судьбу RCA, и когда-то знаковый бренд сегодня стал практически неизвестным.

Итак, и Форд, и Сарнофф не смогли изменить стиль управления в решающие моменты в истории их компаний.

Насколько важно получить ученую степень в области управления бизнесом?

Значение ученой степени сильно менялась на протяжении XX века. Образование не было необходимым условием успеха в первой половине века. Порой, оно и сегодня не является необходимым в предпринимательстве, однако все больше руководителей получают степень МВА, чтобы перейти на новый уровень менеджмента. Исследовав деятельность 1000 руководителей в области бизнеса, мы пришли к выводу, что значимость степени МВА возросла в середине 1970-х годов. Хотя степень МВА, полученная в ведущей школе, не является обязательным условием успеха, она предлагает такие возможности, которые без нее были бы недостижимы.

Продолжение следует...

По материалам сайта Forbes.com.

Назад

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги