Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Креативность бизнес школ

Креативность бизнес школ

Каждое утро в пятницу, как заводной, Кен Кили (Ken Keeley), исполнельный директор службы по развитию карьеры в бизнес школе Carnegie Mellon's Tepper School of Business, загружает программу на своем компьютере, чтобы отследить цифры по устройству на работу и стажировку студентов. Его еженедельный ритуал стал особенно мрачным этой весной. Из 210 студентов первого курса программы MBA только 55% нашли летнюю стажировку к середине апреля, в то время как почти половина курса бьется над тем, чтобы получить место стажировки до конца этого учебного года. Данная ситуация резко изменилась по сравнению с прошлым годом, когда 81% студентов к этому времени уже обеспечили себя летней работой, сообщает Кили.

«Больше всего нас удивило то, в каком большом объеме экономика повлияла на стажировки, - сообщает Кили. - Мы все понимали, что ситуация тяжело ударит по студентам бизнес школ, но, я считаю, она нас застигла врасплох».

Чувствуя нарастающее отчаяние среди студентов, службы по развитию карьеры и деканы ведущих бизнес школ прилагают все больше усилий, чтобы помочь им трудоустроиться на лето, предлагая креативные альтернативы. Некоторые школы создают десяток или более оплачиваемых мест для прохождения стажировки внутри университета, например, в деканате или фондовом отделе. Администраторы побуждают преподавателей помещать объявления о летних оплачиваемых стажировках на вакансиях научных сотрудников на доску объявлений по трудоустройству. Тем временем, начальники служб по развитию карьеры настойчиво требуют от своего персонала достучаться до некоммерческих организаций и небольших или средних компаний, которые до сих пор не набирали учащихся бизнес школ на работу, чтобы они создали новые позиции для студентов. Небольшая группа школ даже запускает неоплачиваемые летние консалтинговые проекты под руководством преподавателей.

Этот год заканчивается для студентов MBA, но для многих первокурсников его четкого окончания не видно. Набор на стажировки значительно снизился во многих ведущих бизнес школах, где ощутимое число студентов до сих пор борются за оплачиваемое место работы на лето. В опросе MBA Career Services Council, Совета карьерных служб выпускников MBA, 50% школ заявили, что число стажировок в банках этой зимой значительно снизилось, в то время как 62% школ ожидают снижение других возможностей для стажировок. Ситуация не улучшилась и весной, и количество объявлений о стажировках в большинстве отраслей продолжает сокращаться, сообщает Кип Харрелл (Kip Harrell), директор Career Services Council.

У некоторых начинается паника

Снижение возможностей ведет к серьезной проблеме студентов MBA, которые обычно зависели от летней стажировки, помогающей либо найти работу на полную занятость, либо испробовать новую отрасль.

«Некоторые мои друзья запаниковали. Один из моих одноклассников пришел ко мне на прошлой неделе, плача», - рассказывает Риту Джейн (Ritu Jain), студентка первого курса бизнес школы Darden School of Business при University of Virginia. Джейн является президентом студенческой группы Opportunity Consulting, которая пытается найти возможности прохождения летней стажировки для студентов в некоммерческих организациях г. Шарлотсвилль. По словам Джейн, для нее и ее друзей «это все нагнетание эмоций».

В школе бизнеса Vanderbilt's Owen Graduate School of Management, где 40% первого курса все еще находятся в процессе поиска стажировки, директор службы по развитию карьеры Джойс Ротенберг (Joyce Rothenberg) проводит испытание нескольких новых стратегий. Этой зимой она организовала мастерскую «Как нанять стажера» для некоторых государственных компаний среднего размера, которые никогда раньше не нанимали интернов, что уже принесло свои результаты - шесть оплачиваемых мест стажировки. Она также помогла запустить проект под названием "The Brand Group", где преподаватели по маркетингу и студенты будут оказывать компаниям консалтинговые услуги по брэндингу. Студенты получат кредит на стажировку, а не зарплату, сообщает Ротенберг.

Даже с появлением всех этих новых возможностей многие студенты все еще нервничают, считает она. «Большая часть моей работы связана с управлением паникой, чем с чем-либо еще», - считает она.

«Сдвиг мышления» служб по развитию карьеры

Для многих руководителей карьерных центров кризис в области стажировок предоставил им возможность изменить способ ведения деятельности их службы. Примером этому может послужить большой экран, который стоит в офисе карьерной службы бизнес школы Kenan-Flagler Business School при University of North Carolina. Каждый день Джефф Фишер (Jeff Fischer), директор службы по развитию карьеры этой школы, отмечает на доске количество звонков, которые его сотрудники выполнили за неделю, и количество новых мест для стажировок и возможностей работы, созданных для студентов. Его команда уже осуществила 200 звонков новым предприятиям, с которыми они до сих пор не сотрудничали, создав около 52 мест для прохождения стажировки. Примерно половина из этих стажировок, которые нашли сотрудники службы, не были объявлены, а другая половина была создана его командой.

«Мы осуществляем деятельность нашей службы способом, который используется в продажах или в консалтинговой организации, - сообщает Фишер. - Это полный сдвиг мышления».

Деканы некоторых ведущих бизнес школ также прилагают усилия, чтобы оказать помощь, максимально привлекая свои связи. Шарон Остер (Sharon Oster), декан бизнес школы Yale School of Management, выделила в этом году 100 000 долларов на специальный фонд стажировок, что создаст 10-12 внутриуниверситетских мест для студентов MBA школы Yale. Она обратилась к фондовой службе школы, а также к издательству Yale Press и к институту Yale Entrepreneurial Institute, каждый из которых сообщил, что они заинтересованы в оказании помощи по созданию рабочих мест для студентов MBA. Объявления о стажировках будут перечислены вкратце на доске объявлений о работе, сообщает она.

«Мы хотим надеяться, что варианты возможностей, которые можно найти в Yale, наиболее привлекательны для студентов в смысле оказания помощи по развитию их карьеры, - сообщает Остер. - Я думаю, мы распределим студентов, в этом нет никаких сомнений».

Декан бизнес школы McDonough School of Business при Georgetown University Джордж Дейли (George Daly) также ведет разведку относительно работы в университете для студентов. По его словам, около 25% первокурсников до сих пор ищут места для стажировки, поэтому он попросил каждого своего заместителя создать оплачиваемое место работы на лето для студентов. Одно из таких мест - в деканате, где он планирует попросить студента провести лето, составляя отчет о том, каким образом бизнес школа может эффективнее всего прийти к созданию службы по международным программам. Он также рассчитывает взять стажера, который сможет рассмотреть вопрос, что необходимо для организации второстепенного предмета по бизнесу для студентов старших курсов университета.

«Наша цель состоит в том, чтобы все студенты прошли стажировку, - сообщает Дейли. - Для некоторых, возможно, она станет утешительным призом, но они должны работать в реальности, с которой сталкиваются».

Стажироваться… в бизнес школах?

Еще одна жестокая реальность, которая становится очевидной для студентов, - это возможность пройти неоплачиваемую стажировку. Кили из школы Tepper собирает книгу резюме студентов, готовых этим летом пройти неоплачиваемую стажировку. В этом году данную книгу он планирует разослать выпускникам школы на месяц раньше, чем обычно, и надеется, что работодатели откликнутся, сообщает он.

«Некоторые компании сократили так много людей, что им было бы в лучшем случае неудобно взять на работу стажера, - говорит он. - Их сотрудники могут сказать: «Вы берете стажеров, а меня сокращаете?» Это огромная проблема, с которой столкнулись данные компании».

В некоторых школах преподаватели надеются, что они смогут помочь студентам. В школе Darden полдюжины преподавателей проявили интерес к созданию оплачиваемых вакансий научных сотрудников для учащихся. Джек Оакс (Jack Oakes), директор службы по развитию карьеры в школе Darden, считает, что студенты примут их предложения в этом году главным образом потому, что примерно 40% курса на конец марта все еще находились в процессе поиска стажировки.

«В прошлые годы некоторые студенты немного подсмеивались над перспективой работы в своей бизнес школе, - сообщает он. - Но сейчас они проявляют интерес к такому варианту стажировки».

Питер Боутрайт (Peter Boatwright), доцент, преподаватель по маркетингу школы Tepper, недавно поместил на доске объявлений карьерной службы школы объявление о вакансии стажера, в котором говорилось, что ему требуется студент MBA для окозания помощи в написании учебника по ценообразованию. Боутрайт надеется, что он обязательно получит ответ, тогда как его предложение станет последней надеждой для большинства студентов.

«Я не рассматриваю стажировку по написанию учебника как именно то, что они хотят, - сообщает Боутрайт. - Если студенты придут ко мне поговорить, я предложу им подождать до тех пор, пока они не будут достаточно уверены в том, что у них нет другого варианта».

Поиск продолжается

Аманда Отт (Amanda Ott), двадцатипятилетняя первокурсница мастерской программы по вычислительным финансам школы Tepper, до сих пор не сдается и пытается найти подходящее место работы. Она ищет позицию в области количественного анализа или финансового моделирования в какой-нибудь финансовой компании с декабря и была на шести собеседованиях в компаниях по всей стране.

«Я думала, что это не продлится так долго, - говорит она. - Я знала, что в этом году будет немного сложнее найти какое-нибудь место, поэтому я просто надеюсь на счастливый случай».

По материалам сайта www.businessweek.com.



Назад