Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Интервью выпускника Wharton о поступлении и учебе в бизнес-школе


Друзья,
мы публикуем долгожданное интервью со студентом бизнес-школы Wharton Вячеславом Романовым.

Насколько пересекается образование, которое Вы получили, с тем, чем Вы занимались на работе до поступления в бизнес-школу? И, соответственно, с тем, чем Вы планируете заниматься после выпуска в следующем году?

Учился я в МФТИ и там получил два диплома - бакалавра и магистра. Как только обучение в магистратуре подошло к концу, я почувствовал, что Физтех скоро закончится навсегда, и от этого ощущения мне стало не совсем комфортно. Подумал и... решил поступать в аспирантуру, которую и закончил успешно, написав диссертацию по моделям управления стоимостью компании и получив степень кандидата технических наук.

А на Физтех-то Вы чего пошли?

У меня за плечами был технический класс в школе. И там мы изучали еще и экономику по программе Junior Achievement - МОО «Достижения молодых». Мы по ней ездили в Америку на Олимпиаду. (От автора: Миссия Межрегиональной общественной организации (МОО) «Достижения молодых» — воспитание экономически грамотных, подготовленных к успешной деятельности в различных сферах и отраслях хозяйства, инициативных, предприимчивых, уверенных в себе и своем будущем молодых россиян).

Выигрывали что-нибудь?

Мы с моим одноклассником заняли третье место в США в 1995 году в игре МЭМ (Моделирование Экономики и Менеджмента). А в 1997 году – 4-е место в Японии. Поэтому уже в школе я знал - на тот момент в неком абстрактном понимании - что буду заниматься экономикой. У меня был выбор пойти на Физтех, где давали сильное фундаментальное образование, либо на экономический факультет МГУ или ВШЭ, куда меня брали без экзаменов по результатом олимпиад. Выбрал Физтех.

И что у Вас было за первое место работы?

Работать я начал после третьего курса, part-time, и совмещал работу и учебу до конца обучения. Это был 2000-ый год, тогда рынок труда для студентов был никакой по сравнению с тем, что сейчас, когда мне люди говорят, что ничего нельзя найти. Соискатели-студенты не имели никакого имиджа — ни как просто студенты-работники, ни как студенты part-time работники. Я начал работать веб-программистом. Тогда было очень интересное время, Интернет только появился у нас в России. Мы как раз делали первые сайты и разослали одними из первых в России спам по электронной почте.

Мы сделали сайт по работе, который нужно было раскрутить. Я тогда написал скрипт, считывающий все emails сайта job.ru. В итоге мы получили порядка 16 000 адресов. Потом перед нами встала моральная дилемма — рассылать или не рассылать письмо, которого получатели совсем не ждали. Тогда спама в Интернете практически не было, каждый человек читал почти каждое письмо. Вопрос решил наш руководитель. Он однозначно сказал, что надо делать. Мы и сделали - разослали. В итоге сайт вышел на следующий день на ведущие позиции, заняв по посещениям следующую строчку после job.ru.

Все-таки эта работа была для меня начальной, и я ее в большей степени выбрал с целью самоутвердиться и деньги заработать.

Насколько расходилось то, чему Вы учились, Ваше базовое образование, с тем, с чем Вы столкнулись по работе? Было ли такое ощущение, что все, чему Вас учат здесь, никак не соприкасается с тем, с чем Вы сталкиваетесь на работе?

Да нет, у меня все же было профильное образование. Математику на Физтехе давали и дают отлично. Плюс к этому отлично развивают структурное мышление. Это было полезно как в программировании, так и в следующей работе, связанной с инвестиционным анализом. Скорее, я столкнулся с тем, что работодатели часто не понимали и не признавали, что выпускник Физтеха может работать в бизнесе.

Я проработал в первой компании 9 месяцев и подумал, что нужно двигаться больше в сторону экономики. Я устроился на работу в российский холдинг, который занимался инвестициями. Он назывался Орел Транснефть. Сейчас это в ГК Юниделл. Они пришли на Физтех, провели тест где-то 30-ти человек и троим предложили стажировку, в том числе и мне. Я уже сейчас понимаю, что они предложили нам тест, похожий на MBTI. Мне сказали, что у меня очень сильно развито стратегическое мышление и им нужны такие люди. Так началась моя история в отделе, который инвестировал в новые бизнесы, и я там занял позицию инвестиционного аналитика.


Тогда Вы уже сталкивались с МВА?

В 2000 году в МФТИ сделали попытку организации своей бизнес школы. Моя альма-матер получила грант, и администрация института хотела создать что-то наподобие MIT. Первый выпуск, который они набрали, был очень сильный. Для нас это были по сути дополнительные к основной программе Физтеха классы по бизнесу и менеджменту. Так я и узнал про МВА, но представления мои были довольно туманные. Заключались они в том, что до поступления в западную бизнес школу нужно накопить серьезный профессиональный опыт.

В холдинге я проработал год, и со временем мне там стало скучновато, было больше формальностей, чем содержательной работы (но еще раз отмечу, они занимались очень интересной деятельностью, и именно к этому я пришел сейчас). Тогда мне хотелось движения.

Я перешел на меньшую зарплату в американскую компанию NetCracker, специализирующуюся на создании и внедрении систем поддержки операций (OSS) для телекоммуникационных операторов. У них была следующая модель: в России большой штат девелоперов и инженеров по поддержке продаж, а в США — головной офис и продажи. Они нанимали людей из МФТИ и МИИТа. Президент и сын основателя компании закончил Wharton. Вот тогда впервые я и услышал про эту школу.

У NetCracker офис рядом с Бостоном, и я поехал туда по работе. Сходил в Гарвард (там никто не учился, это было летом). На занятия не попал, но предварительные выводы сделал.

В NetCracker все было интересно, но мне хотелось получить руководящую должность. И я ушел в компанию StarForce руководителем отдела. Эта компания успешно продавала технологию защиты от копирования в России, Китае, Европе и США. Нужно было построить команду поддержки клиентов, которая бы оказывала как предпродажную, так и послепродажную поддержку. За 6-8 месяцев я все построил, другие отделы стали ограничителями роста компании, и... мне опять стало скучно.

А Вы проводили параллели, с чем связано то, что Вам довольно регулярно за Вашу на тот момент короткую профессиональную деятельность становилось скучно?

В StarForce, когда я наладил все процессы, как раз провел такой анализ. Полгода сидел, контролировал работу отдела и думал, чем бы заняться, чтобы больше не становилось скучно. И тогда я открыл для себя консалтинг. Выбор пал на IBM Business Consulting Serivices, бывший PWC Consulting, купленный IBM, где я проработал почти три года на проектах в России, Европе и ЮАР для телекоммуникационных и страховых клиентов. А в 2007 году ушел в BCG.

Я не буду Вас спрашивать про процесс поступления, так как у большинства людей он довольно одинаков. Я лишь спрошу следующее. Уже тогда, к 2007 году, у Вас было достаточно информации про МВА? Ответьте честно — какой у Вас лично сложился образ этого? Что явилось окончательным толчком к поступлению?

Что такое МВА? 12 августа 2004 года (я запомнил дату, потому что это мой день рождения), я попал на встречу MBA Open Meeting, которую вы организовывали в Шератоне (от автора: неформальная встреча со студентами и выпускниками западных бизнес школ). Во мне тогда что-то кликнуло: пора разобраться, что такое MBA. Общение со спикерами, гостями мероприятия до 12 ночи и вселило в меня уверенность, что мне нужно делать этот шаг — поступать. МВА в 2004 году для меня - это возможность работать на интересной работе с хорошей зарплатой. Мне очень важна работа, на которой можно заниматься содержательными вопросами, на которой меня не будут нагружать всякой ерундой, и MBA виделся путем к такой работе.

А что Вам мешает интересную работу получить без МВА?

С позиции «сейчас», после года обучения, в 2010 году MBA - это путь к нужным людям, возможность быстрого выхода на них. С дипломом MBA проще достичь руководящих должностей в бизнесе, потому что на самом деле мы говорим с Вами о штучных позициях.

Вы подавали документы в несколько школ?

Да, я поступил в несколько школ. Меня еще взяли в Kellogg на однолетнюю программу — это была единственная топовая американская школа, которая позволяла за 1 год получить МВА. Хотел немного сэкономить по времени. Два года тогда казались бездной времени.

А сейчас, во время обучения на двухлетней программе, как изменилось Ваше мнение?

МВА - это комплекс вещей. Есть учеба. Есть поиск себя. Есть поиск работы. Есть знакомства. Если вы хотите научиться, то в том же INSEAD вас научат всему. Научат, прежде всего, структурированному знанию по менеджменту. После обучения в Wharton у меня ощущение, что я видел все направления в менеджменте. Я чувствую себя комфортно, как человек, ответственный за принятие решения. Но, обучаясь на однолетней программе, про поиск себя можно забыть.

Вы имеете в виду поиск себя в профессии?

Да, именно. Ведь очень часто люди несчастливы в профессии, и МВА для них - это повод сделать переосмысление, чего же они хотя делать.

С Вами их много?

Достаточно много. Некоторые одноклассники еще в феврале-марте мне откровенно говорили, что не знают, чем хотят заниматься в жизни.

В Вашем понимании, когда менеджер молод, а когда его можно считать зрелым?

Я думаю, что это в большей степени характеристика поставленных задач. Я был зрел и в 22 года для тех задач, с которыми тогда справлялся. Но я знаю, что есть задачи, для которых нужен больший опыт. Перед тобой поставят задачу в PE покупать или нет компанию, и эту задачу из-за отсутствия опыта ты не сможешь решить правильно, потому что нет в прошлом практики принятия именно таких решений. Есть профессиональные сферы, где ошибка, допущенная из-за незнания, может стоить тебе репутации. Поэтому иногда лучше сначала поучиться, а потом уходить в эту сферу, чем учиться в этой сфере на собственных ошибках.

А как же мнение о людях, которые смолоду что-то делали и на собственной практике построили бизнес или свой имидж в определенном бизнесе?

Не анализируется весь пул людей, которые пошли по этому пути — достижения бизнес-успеха на основании опыта, без получения специализированного образования. Я подозреваю, что среди этого пула выстреливают единицы процентов. А людей, которые работали и специально этому учились, как мне кажется, намного больше.

В каком возрасте, по Вашему мнению, нужно учиться на МВА?

В любом, до 35 лет.

А после 35?

Я там еще не был, мне сложно сказать (смеется). В нашем классе средний возраст европейцев — 28-29. Американцев — 26-27. В Wharton вообще средний возраст выше, чем у того же Гарварда. У Гарварда вообще политика нанимать молодых лидеров, но перспективных. Если у человека есть задатки, надо его хватать и давать лейбл ведущего университета мира, чтобы дальше не мучился, доказывая свое право на слово в мире бизнеса.

Почему Вы в Европу не поступали?

Считал, что Америка — это родина капитализма и именно у них надо учиться. Там темп, который нужен для бизнеса и для менеджеров.

В заключение относительно выбора одно- и 2­-летних программ. Помните, что уже после 3-х месяцев начала учебы люди ищут работу. Если вы выбираете однолетнюю программу, то уже желательно знать, куда вы пойдете работать, подготовить себя к первым интервью перед тем, как приедете в бизнес школу.

Раньше я думал, что два года — это потеря времени. Сейчас понимаю, что та жизнь, которой живу в школе, никакого отношения к реальности не имеет. Ты находишься в некой виртуальной реальности, и там время останавливается.

Что было самым сложным вначале, когда Вы туда приехали? Были ли разочарования?

Очень много возможностей, и за всеми ними не успеваешь угнаться. Приходилось расставлять приоритеты. Если пытаешься сделать все, то ощущение, что делаешь все, но очень поверхностно и не достигаешь результатов ни в одной области. Потом появляется разочарование от усталости, так как думаешь, что приехал отдыхать.

Второе разочарование – от наблюдения десятков людей примерно твоего возраста, но которые уже на голову или две сильнее тебя. Меня об этом многие выпускники предупреждали, но когда сам это видишь, появляется некоторое разочарование в себе. Конечно, это полезно и за этим надо в школу ехать. В естественной среде такие люди единичны.

Было также ощущение, что Wharton очень многое не рассказывает о себе поступающим. На деле это далеко не финансовая школа, как она подается в доступных всем источниках, в ней скрыто огромное количество возможностей, на которых администрация не делает акцент. Например, это вторая школа по предпринимательству после Stanford, где очень сильный Marketing и Operations. И, самое главное, есть множество студентов, которые никогда не занимались финансами и не планируют этого делать и в школу пришли совсем за другим.

Иногда оценки ставятся не очень объективно, и их невозможно оспорить и изменить. Мы создали со студентами инициативную группу и пытаемся в Wharton изменить данную систему. Это совсем небольшое разочарование. Глобальных разочарований не было.


Вы живете на кампусе?

Мы с однокурсниками живем в центре города, так исторически сложилось, говорят, чтобы обособиться от других студентов огромного University of Pennsylvania, одной из школ которого является Wharton.

Вы выезжали в международную поездку по учебе?

Да, была поездка в Китай по программе Global Immersion Program. Мы встречались там с местными бизнес-лидерами, после чего я должен был написать отчет. Это необязательная программа, но ей рекомендую воспользоваться. Когда вы едете от школы, у вас больший доступ к встречам с местными топ-менеджерами. Когда вы едете в рамках студенческой поездки — это больше для тех, кто планирует отдохнуть и посмотреть страну. Ездил я с 26 декабря по 7 января (другого времени не было), но точно во благо пожертвовал праздниками. Вот это отличный пример, когда в школе нужно делать сложный выбор. Мы были в Пекине, Шанхае и Гонконге.

Также студенты и клубы организуют Career Tracks, встречи с работодателями. Я был в Балтиморе и Бостоне на Investment Management Trek, в Лондоне и Бостоне на Private Equity Trek, в Нью-Йорке на Entrepreneurship Trek и в Москве — в декабре приезжали русскоязычные студенты МВА-программ, чтобы встретиться с компаниями, работающими в России.

Основная цель этих поездок?

Первое — узнать, чем занимается отрасль. Второе — найти работу, спросить про вакансии. Третье — бизнес-контакты, которые будут полезны в будущем.

На практике (internship) я сейчас в PE фонде в Москве, потом еду продолжать практику в Лондон в IB.

Многие ли едут в Лондон?

Едут мало, но некоторым удается туда попасть, в том числе и мне.

Сколько людей не нашли работу на время практики?

Честно говоря, не знаю. Не нашли несколько процентов. Нужно понимать, что студенты MBA - люди очень избирательные. Поэтому причины отсутствия работы часто кроются в том, что студенты отказываются от предложений, которые не соответствуют напрямую их интересам.

Есть ли у Вас или Ваших коллег-студентов опасения не найти работу из-за кризиса?

Люди-профессионалы в бизнес всегда сомневаются, правильный ли делается ими выбор. Поэтому и в моем классе были те, кто увидел в школе только подобие рекрутингового агентства, и поэтому их посетили небольшие сомнения в правильности сделанного выбора. Ко мне это не относится (улыбается).

Была у нас такая ситуация, когда на 360 review ребята из моей учебной группы, американцы, начали говорить, что уровень комментариев в классах их не устраивает, что люди зачастую говорят ерунду, и мы вышли на вопрос: «Если бы вы знали об этом, пошли бы в Wharton?» - и они все равно сказали, что пошли бы. И это говорили люди, которые в Америке себя чувствовали и продолжают чувствовать довольно устойчиво и без школы. Для меня это было очередным подтверждением правильности сделанного выбора. Сомневаться - правильно. Но лучше отделять сомнение от неумения правильно воспользоваться открывшейся возможностью. Wharton и любая другая школа — это набор возможностей, тебе никто ничего не сделает. Если тебе надо найти работу, то нужно идти и искать. Если тебе надо познакомиться с нужными людьми — то нужно идти и знакомиться.

Плюс бизнес школы в том, что все время принадлежит тебе, и ты можешь распоряжаться им по своему усмотрению. Особенно это верно для Wharton, где занятия 4 дня, а не 5. И ты можешь составить график посещения сессий, встреч, презентаций. Жизнь меняется, ты чувствуешь полную свободу. И еще один плюс — днем можно спать (улыбается) В бизнес школе ты можешь жить естественным ритмом. Это, по сути, санаторий (улыбается)

Ваш совет тем, кто только приступает к поступлению, к выбору программы.

Прежде чем выбирать, советую съездить, причем тогда, когда в школах идут занятия. Рекомендую быть менее щепетильными к деталям и видеть полную картину. Любая топовая школа Вам будет полезна.

Стоит ли гоняться за брендом?

Да, конечно. Наше общество очень иерархично. Бренд определяет место в этой иерархии. Также всегда нужно объективно оценивать уровень способностей. Адекватно проведите анализ своей истории и придите к решению целиться и поступать только в топовые школы либо что-то иметь в качестве подстраховки. Изначально составляйте конечный адекватный список школ, ниже которых вы не опуститесь никогда.

Начать подготовку к поступлению лучше за два-три года до момента подачи документов. Очень основательно работать над достижениями на работе, продумать extracurricular activities — за полгода этого не сделаешь. Нужно искать потенциальных рекомендателей, которые занимают значительную должность, выстраивать с ними отношения, чтобы, когда придет время, они с удовольствием сами вам написали рекомендацию.

Есть китайская поговорка: «Исход любой битвы известен до ее начала». Это полностью относится к МВА и процессу поступления.

Благодарим Вячеслава за интервью.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных