Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Клятва Гиппократа на языке бизнеса

Клятва Гиппократа на языке бизнеса

В скором времени Harvard Business School должна выпустить в мир очередной комплект будущих лидеров делового мира. При получении диплома им предстоит произнести клятву, суть которой заключается в трех словах: "Я не буду жадным".

Около 20% выпускников этого года подписали так называемую “The M.B.A. Oath,” необязательную студенческую клятву. В её тексте есть такие слова: «Цель управленца - служение добру на благо других». По сути дело - это обещание того, что выпускники Harvard M.B.A. будут ответственно подходить к выполнению своих обязанностей, не забывать о морали и этике, а также избегать искушения воспользоваться служебным положением для удовлетворения собственных эгоистических амбиций.

А как же «делать деньги»?

Безусловно, в Harvard учат, прежде всего, делать деньги, но здесь и в других ведущих бизнес школах мира наблюдается всплеск интереса к курсам, посвященным деловой этике. В клубах, на лекциях и даже в рамках конференций студенты всё чаще обсуждают личную и корпоративную ответственность. Они хотят, чтобы бизнес был не только средством для зарабатывания денег, но и неотъемлемой частью жизни и развития общества.

“Мы хотим открыто заявить о себе. Сейчас выпускникам MBA уделяют много внимания, наш класс имеет реальную возможность в будущем установить новые стандарты ведения бизнеса", - говорит Теал Карлок (Teal Carlock), выпускник Harvard, которому удалось устроиться на работу в Genentech.

В Columbia Business School все студенты должны произнести клятву чести: “Являясь пожизненным членом общества Columbia Business School, я клянусь не забывать о честности, достоинстве и уважении. Я не буду лгать, мошенничать, красть и потакать тем, кто поступает нечистоплотно”. Эта клятва звучит в стенах бизнес школы уже три года. Её создание стало совместной инициативой преподавателей и студентов.

После истории Enron и Madoff вопросы этики и корпоративной социальной ответственности стали волновать студентов и выпускников бизнес школ. Многие могут посчитать это временным увлечением, этакой ответной реакцией на происходящее в мире бизнеса, но профессоры бизнес школы единогласно утверждают, что это не сиюминутный порыв. Они являются свидетелями зарождения нового поколения специалистов, которое не считает MBA просто удобным трамплином в мир больших денег и сказочного богатства.

По словам профессоров и преподавателей, нынешние выпускники всерьез озабочены отношениями общества и корпоративного мира, а также им не чужды проблемы сотрудников и их волнует состояние экологии нашей планеты. На это бизнес школы могут ответить только созданием новых курсов, посвященных этике бизнеса. В данном контексте инициатива студентов бизнес школы Harvard по созданию профессионального кодекса поведения для специалистов с дипломами MBA вполне логична. Подобную клятву дают юристы и врачи, почему бы её не создать для бизнесменов?

“Я не думаю, что эти разговоры вскоре сойдут на нет, – говорит Диана Робертсон (Diana C. Robertson), профессор деловой этики Wharton School. - Это студенческая инициатива, я не припомню подобного всплеска активности с 1960х годов. Конечно, сейчас они преследуют другие цели, но, как и в то время, движение идет снизу вверх.”

Десять лет назад в Wharton можно было найти одного-двух профессоров, которые преподавали основы деловой этики. Сегодня их 7, каждый ведет разный курс, посвященный этике и морали. По словам Робертсон, эти курсы очень популярны среди студентов. С 1997 года в школе действует Zicklin Center for Business Ethics Research. Кроме того за последние 5 лет студенты сами организовали несколько клубов, на заседаниях которых активно обсуждаются вопросы этики. Члены клубов работают над проектами по микрофинансированию в Филадельфии и осуществляют консалтинговую деятельность, посвященную вопросам влияния бизнеса на общественность.

“Это весьма серьезные изменения. Современное поколение было воспитано с мыслью об экологической безопасности и социальной ответственности. Конечно, не каждый студент всерьез занимается этим, но экономический кризис и экономический спад расставили новые акценты, теперь вопросы этики и ответственности выходят на первый план для всего мира”, – добавляет Робертсон.

В Harvard около 160 студентов из 800 подписали “The M.B.A. Oath”. Эта клятва является первым шагом на пути к созданию профессионального кодекса вроде врачебной клятвы Гиппократа или клятвы, которую произносят служители закона о соблюдении конституции.

Кстати, частично подобные настроения обязаны своим появлением распространенному мнению о том, что нечистоплотность Уолл-стрит породила этот кризис. Но студенты бизнес школы Harvard уверены, что благодаря кризису им удастся реформировать сложившуюся систему. “Мы хотим прожить жизнь не просто так и хотим, чтобы наша работа была на благо всему обществу”, – говорит Макс Андерсон (Max Anderson), один из создателей клятвы. Он скоро покинет кампус бизнес школы, чтобы приступить к работе в Bridgewater Associates, фирме, занимающейся управлением обращения денежных средств.

“Никто из нас не хочет в будущем слышать обвинения в неэтичном поведении в свой адрес. Нужно учиться на ошибках других. Мы хотим вести дела по-другому и ответственно подходить к управлению компаниями и людьми. У нашего поколения есть потенциал и возможность влиять на развитие общества. Надо только понять, что нужно вести общественность к изменениям в лучшую сторону. Давайте станем ответственными. Безусловно, у нас есть свои интересы, но мы должны и готовы учитывать интересы наших сотрудников, коллег и более широкой общественности”, – добавляет он.

Брюс Когут (Bruce Kogut), директор Sanford C. Bernstein & Company Center for Leadership and Ethics at Columbia, говорит, что такая установка вовсе не означает, что студенты должны избегать высокооплачиваемой работы. Просто их призывают думать не только о том, сколько они зарабатывают, но и как они это делают.

В бизнес школе Columbia курс деловой этики является обязательным для изучения, но студенты дополнительно сформировали “Leadership and Ethics Board”, под чьей эгидой проводятся лекции на тему вроде “Марии Антуанетты Корпоративной Америки”.

“Из этих лекций люди узнают, что финансовый кризис был не просто сбоем системы, – говорит Когут. - Это поколение понимает, что разговоры о бедности должны вестись не только в отношении Африки и Индии. Они понимают, что существуют неравные возможности, и считают, что одна из задач бизнеса - исправить положение дел”.

По материалам сайта www.nytimes.com.

Планируете поступать в бизнес-школу - будьте в центре событий, подпишитесь на рассылку "Новости МВА, GMAT, TOEFL"!

Хотите увеличить свои шансы при поступлении в бизнес-школу – для вас наши индивидуальные услуги: подбор школ, помощь в оформлении эссе, рекомендаций, транскриптов, интервью-тренинг, индивидуальная подготовка к GMAT и TOEFL, а также ответы на любые вопросы!


Назад