Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Кейсы в российском бизнес образовании

Кейсы в российском бизнес образовании

Понятие "кейс" или case study лишь недавно перестало быть в новинку отечественному менеджменту. Чтобы выяснить, почему сейчас данный термин в широком употреблении у российских менеджеров, необходимо обратиться к истории.

Своим рождением термин case study обязан Гарварду (Harvard Business School), который начал применение этой образовательной методики еще в 1924 году для «отточки мастерства» будущих юристов. Эффективность и преимущества кейсов были очевидны, и бизнес школы в короткие сроки начали применять case studies в своих классах.

Методика заключается в том, что студентам бизнес школ предлагают кейсы – проблемные ситуации из реальной предпринимательской практики. Студенты должны найти пути их решения. Кейс-метод быстро завоевал популярность, потому что в значительной мере напоминал ролевую игру, в которой теория сразу подтверждалась практикой. Сегодня этот метод считается одним из самых эффективных способов обучения менеджеров навыкам решения типичных проблем в бизнесе. Кроме того, он также применяется в медицине, юриспруденции и других науках.

Стандартный кейс - это от 10 до 30 страниц текста, которые заключают в себе подробное описание компании, ее положения на рынках, особенностей структуры, а также ситуации, с которой столкнулся менеджмент. Около трети всей информации - это графики, схемы и таблицы, характеризующие деятельность компании и описываемые условия в цифрах. Студент самостоятельно изучает всю необходимую теоретическую литературу (еще 30-40 страниц текста), анализирует кейс и предлагает свой вариант решения проблемы. В американских топ-школах руководитель изучаемой компании нередко присутствует в классе на обсуждении кейса и рассказывает о том, какие решения были приняты и к каким результатам это привело.

Диапазон предлагаемых к решению вопросов весьма широк: слушателям может быть предложено вывести на рынок новый продукт небольшой торговой компании или полностью реформировать крупный транснациональный промышленный холдинг. Важно помнить: в бизнесе не бывает однозначных ответов и единственно правильных шаблонных решений. Путем изучения кейсов слушатель не только знакомится с опытом наиболее успешных бизнес-менеджеров, но и приобретает ценный навык анализа реальных ситуаций и самостоятельного принятия решений в ограниченные сроки. Кроме того, уникальность кейсов состоит в том, что каждый студент на основе личного и профессионального опыта в процессе дискуссии высказывает свое мнение о том, как решить проблему. И это личное мнение может быть чрезвычайно полезным для остальных, другими словами, студенты учатся друг у друга. А для того чтобы этот процесс проходил более эффективно, бизнес школы отбирают кандидатов с хорошим академическим образованием и солидным опытом работы.

Сейчас методика case study широко распространена во всех школах бизнеса, но каждая уделяет этому разное количество часов. Например, в Гарварде разбор кейсов занимает 90% учебного времени. В испанской бизнес школе IESE кейсы стали основополагающим методом преподавания в школе, им посвящается около 75% времени. В школе бизнеса Чикагского университета (University of Chicago GSB) на долю "кейсов" приходится 25% времени, в бизнес школе Колумбийского университета (Columbia business school) - 30%, а в знаменитом Уортоне (Wharton) - 40%.

Однако одними кейсами дело не обходится. Кейсы уместны и эффективны тогда, когда подтверждают экономические теории, без которых невозможно подготовить высококлассного специалиста.

Возникает вопрос: где взять эти самые кейсы? Сейчас каждая уважающая себя школа бизнеса располагает базой разнообразных кейсов, которые использует при обучении. Почти любая западная компания сочтет престижным то, что по ее кейсам будут обучаться, например, студенты Wharton или Harvard, ведь это будущие топ-менеджеры крупнейших международных компаний. Кроме того, выпускники многих бизнес школ охотно рассказывают о своем собственном опыте новому поколению слушателей родного заведения.

При этом крупнейшие школы готовы поделиться своими кейсами с коллегами. Например: Harvard Business School, Richard Ivey School of Business, University of Western Ontario, IMD, INSEAD, IESE и другие. Во всем мире наиболее популярны гарвардские кейсы, которые, кстати, можно приобрести всего за несколько долларов on-line на официальном сайте бизнес школы.

В Гарварде кейсы пишутся двумя людьми - один из них студент или выпускник бизнес школы, работающий в данной компании и владеющий фактографией, а второй - преподаватель, который владеет методикой case study и помогает студенту сделать кейс красиво и грамотно. Готовый кейс публикуется на сайте компании и в сборниках бизнес школы. Подготовка кейса гарвардского формата обходится в несколько десятков тысяч долларов. Расходы покрывают компания и бизнес школа.

Тем не менее, самым крупным источником кейсов является European Clearing Case House (ECCH) - Европейский клиринговый дом кейсов. ECCH распространяет все кейсы, которые разрабатываются топовыми школами бизнеса, а также самостоятельно пишущими авторами. Дом кейсов был основан в 1973 году в качестве клирингового дома кейсов Великобритании и Ирландии в результате координационной инициативы 22 высших учебных заведений. Европейский клиринговый дом кейсов решил одну из наиболее сложных задач кейс-метода: сделать процедуру написания и пополнения кейсов процессом непрерывным.

В России кейсы пока не столь популярны. У нас еще нет такой отлаженной системы кейсов, как за рубежом. Российская система образования долгое время лелеяла миф о приоритете академических знаний в чистом виде, поэтому внедрение case study в российский процесс обучения бизнесу проходило непросто. Некоторые преподаватели до сих пор с некоторой настороженностью относятся к кейсам, считая, что этот метод не может заменить старую добрую лекцию.

Прокомментировать использование кейсов в российском бизнес образовании мы попросили экспертов - Е.Н. Лобанову, д.э.н., профессора, декана ВШФМ АНХ при Правительстве РФ, и С. В. Расторгуева, тренера по решению кейсов, Финансовая академия при Правительстве РФ.

Е.Н. Лобанова, ВШФМ АНХ:

«Ситуация с развитием кейс-метода в российском бизнес образовании непростая. У нас по-прежнему довлеет стремление дать слушателям различных программ как можно больше конкретных знаний, навыков, которым, кстати говоря, и приходят многие учиться, будучи уже взрослыми людьми с немалым опытом работы. Кроме того, у нас нет отлаженной системы написания и распространения кейсов, нет достаточных стимулов для их создания.

На мой взгляд, пришло время резко увеличить роль и значение кейс-метода. К примеру, слушатели программ МВА и ЕМВА Высшей школы финансового менеджмента готовы самостоятельно читать нужные учебники, решать многочисленные задачи, но в аудитории им интересней общаться друг с другом опосредовано через кейсы и на базе кейсов. В учебном процессе мы используем более 160 кейсов: есть мини-кейсы, есть традиционные финансовые кейсы, есть гипер-кейсы (так называемые гарвардские кейсы), есть опыт групповых обсуждений, письменного описания кейсов. Нет, с моей точки зрения, только одного: перманентного широкомасштабного процесса написания и, соответственно, обновления кейсов, в котором бы были заинтересованы их потенциальные авторы».

В российские бизнес школы западные кейсы попадают, как правило, вместе с преподавателями. Если ВУЗ имеет партнера в лице западной бизнес школы, профессор из той школы обязательно привезет с собой целую пачку актуальных и занимательных кейсов. Главная сложность заключается в нежелании или неспособности бизнес школ платить за кейсы большие деньги. Все норовят "стянуть" материал бесплатно: одолжить у знакомого, побывавшего в какой-нибудь западной бизнес школе, сборник практических задач и деловых игр, сделать с него нужное количество ксерокопий и использовать их в своей преподавательской практике. Ведь наши отечественные компании не спешат делиться своими кейсами, как это принято за рубежом.

Несколько лет назад американский маркетолог Филипп Котлер решил создать коллекцию русских кейсов. Для этого он искал в России партнеров и авторов, которым готов был платить гонорар от одной до двух тысяч долларов за кейс. Но найти желающих он так и не смог. Российских кейсов пока мало, а их разработка сопряжена с рядом трудностей. В России сейчас написано примерно 500-700 кейсов на материале отечественных компаний.

Чтобы создать кейс, необходимо знать компанию изнутри, поэтому все ведущие преподаватели наших бизнес школ занимаются практическим консалтингом. Однако получить "добро" от русской компании на написание кейса чрезвычайно сложно. Разработчики, дабы не потерять работу консультанта, вынуждены изменять имена, факты и прочее до неузнаваемости.

Продолжение следует...

Материал подготовлен журналистом компании MBA Consult Ольгой Хантуевой.

В материале использованы публикации сайтов www.mbatoday.ru, www.e-xecutive.ru, www.hse.ru.


Назад

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги