Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Интервью выпускницы IE Business School, EMBA'18


Выпускница IE Business School EMBA'18, Наталья Самойленко, дала интервью компании MBA Consult об учебе и жизни в Мадриде.

1. Представьтесь, пожалуйста. Расскажите, какое у вас образование и чем вы занимались до поступления в бизнес-школу.

Меня зовут Наталья Самойленко. Я получила образование на социологическом факультете МГУ, специализация в области социологии международных отношений. Это было наиболее близкое к маркетингу направление на начало 2000-х. Почти все 15 лет своей карьеры я занималась маркетингом и продажами преимущественно в сфере FMCG: прошла путь от торгового представителя до маркетинг-менеджера, отвечающего за портфели ключевых брендов. На момент поступления на программу ExMBA я отвечала за категорию шоколадных конфет, бренды «А. Коркунов» и Dove Promises.

2. Почему вы решили получить бизнес-образование? Почему выбрали именно executive программу?

Я хотела получить бизнес-образование лет с 25, потому что понимала, что всё, чему меня учили, несмотря на блестящую профессуру и интересный учебный план, было далеко от реалий бизнеса. Я чувствовала нехватку фундаментальных знаний в своей сфере деятельности. Всё приходило через практику и опыт, через best practices коллег, статьи и конференции. С другой стороны, первые этапы карьеры прошли очень стремительно - в 27 лет я уже была старшим бренд-менеджером компании Danone, а дальше, как мне казалось, я стала двигаться медленнее по карьерной лестнице и мне было интересно разобраться, в чем дело: во мне, в компании, в неправильном преподнесении своих результатов или в чем-то еще... Вопросы были как содержательного, так и концептуального плана..

В компании MARS очень серьёзное отношение к талантам и их развитию. Я прошла ряд внутренних процессов отбора и диагностики, которые отметили мою серьёзную экспертизу в сфере маркетинга и рекомендовали развиваться именно с точки зрения функциональной специализации и увеличения зоны ответственности: географической и бюджетной, т. е. двигаться на глобальные позиции. Но мне такого «диагноза» было недостаточно. Наверное, это рефлексия, свойственная многим в 30-35 лет: мне крайне важно было определиться, куда двигаться дальше, и бизнес-образование я видела, как один из способов получить ответы на многие свои вопросы.

Я понимала, что профессора во всем мире одинаковые - люди с очень большим пластом фундаментальных и теоретических знаний, но часто без опыта их практического применения. Поэтому мой взгляд упал на executive-образование, где и преподаватели – практики, и коллеги-студенты – опытные специалисты. Executive MBA – это роскошь общения с профессионалами разных отраслей, компаний, рынков, с разным культурным бэкграундом. Всё это позволяет обогатить тебя, дает ответы на многие практические вопросы, плюс ты сам меняешься в общении с другими людьми, становясь максимально адаптивным к любой ситуации.

3. В какие бизнес-школы вы подавались? Почему выбрали именно IE Business School?

Я больше никуда не подавалась. IE – это бизнес-школа, которую я выбрала с самого начала. Я внимательно наблюдала за их развитием последние лет 10. Сначала думала, что еще не пришло мое время - недостаточно опыта, ведь программы Executive предполагают 8-10 лет опыта работы, из них несколько лет на лидерских позициях. Потом было рождение детей - как учиться на MBA, когда у тебя бегают малыши и требуют постоянного внимания? Но фактически решение было принято достаточно быстро во время путешествия в США – я решила, что больше ждать не стоит. Был новый год: мы проезжали по Золотому мосту в Сан-Франциско, открыли все окна, крышу автомобиля, дети прыгали и поздравляли друг друга с Новым годом по московскому времени, и в такой эмоциональный момент мы загадали желания. Я подумала про поступление. Вернувшись в Россию в конце января, я связалась с представителями школы. Я была много лет с ними знакома и понимала, что с точки зрения атмосферы и качества людей, присутствующих на программе, это то, что мне интересно. Плюс за последние несколько лет IE поднялась в рейтингах – я не ошиблась в своем выборе.

4. Сколько времени у вас заняла подготовка к тестам?

Всё было очень быстро. Плюс IE заключался в том, что можно было сдать их внутренний экзамен вместо GMAT. Вторым критерием был IELTS, поэтому я пошла в MBA Consult на курсы. Мне было важно понять структуру экзамена, критерии оценки, требования и лайфхаки. Я считаю, шести недель было вполне достаточно, чтобы подготовиться и набить руку. Тест IELTS был сдан в начале апреля. В конце апреля IE Business School устраивали в Москве мероприятие, на которое приезжала приёмная комиссия. Там я и написала тест, но, к сожалению, не была готова сразу подать весь пакет документов. В мае я получила результаты экзамена и была приятно удивлена.

5. Какие документы вы готовили для поступления?

Я написала обязательное эссе, сняла небольшой фильм и сделала презентацию с рисунком и его пояснением. Также я приложила две рекомендации: одну писал мой бывший линейный менеджер, а вторую – коллега из креативного агентства, с которой мы работали над крупными проектами. Помимо рекомендации надо было заполнить тест на определение психотипа, который характеризует кандидата достаточно подробно. После этого было Skype-интервью с представителем приемной комиссии. У меня было ощущение, что я все завалила. Я думала, как бы встроиться в систему, хороша ли я для них. Но был вопрос, который меня «подвесил» и в то же время заставил пересмотреть свое отношение к внешним системам, будь то высшее учебное заведение или компания-работодатель:

«Для чего вам нужна эта программа? Что вы будете делать после? Подходим ли мы вам для решения ваших задач?»

И здесь что-то «щёлкнуло». Я поняла, что очень важно не подстраиваться под систему, а искать свою, и ответила максимально искренне:

«Вы правда считаете, что люди приходят и знают, чего они хотят? Я понятия не имею, что будет у вас на программе и уж тем более после, но я считаю, что я смогу разобраться. Возможно, я продолжу карьеру в корпорации, возможно, открою свой бизнес. Именно для этого я к вам и иду».

Несмотря на этот эмоциональный “провал,” ответ о зачислении пришел буквально через день.

6. Что из себя представляет внутренний тест IE?

Я надеялась, что он будет похож на тесты, которые сдаются во всех больших корпорациях — это анализ текстовой и числовой информации, представленной в виде графиков, таблиц, чертежей на английском языке. Я пришла на тест без подготовки, а он оказался очень непростым. Там, к примеру, был совсем не очевидный блок по логике. Учитывая, что нас ни в школах, ни в университетах не учат таким вещам - этот блок оказался непростым. Пришлось сразу на экзамене со всем разбираться, но я справилась и справилась неплохо.

7. Расскажите о финансировании своего обучения.

Я брала кредит. Стипендию в IE получить возможно, но, поскольку мне не терпелось начать обучение в сентябре, к моменту подачи документов (июль) все стипендии уже были распределены. Это был 2016 год: Россия не в самом лучшем виде после обвала конца 2014 года, соответственно, из бывших стран СССР было очень много запросов на финансирование программы. Школа старается распределять стипендии равномерно. Существенным критерием на каждом потоке является разнообразие. Для IE важно, чтобы на потоке были представители разных стран, профессий и индустрий. Именно это потом влияет на качество обучения. Поэтому, если подаются 10 человек из одной страны, понятно, что стипендии не будут выданы им всем, чтобы не формировать на потоке перекос. Я могла подождать и податься на стипендию на другой поток, либо поступать сразу, но без стипендии. Я выбрала второе.

8. Когда стартовала программа? Какая структура модулей?

Обучение началось в сентябре 2016 года. На моей программе было 3 семестра, и в процессе первых двух семестров структура первых 2-х модулей менялась.

В одном модуле 6 основных предметов. Изначально у нас шло 4 параллельных предмета до нового года и 2 предмета в январе-феврале. IE проанализировали программу и поняли, что качество усвоения материала на двух параллельных предметах выше, чем на четырех. Каждую субботу были видео лекции и каждую последующую неделю форумы по этим предметам, т.е. ты постоянно находишься в контексте, и с двумя параллельными предметами физически можно справиться. Я успела застать как раз эту смену, а во втором семестре программа уже была разбита на 3 модуля по 2 предмета. Сейчас в IE придерживаются этого графика.

9. Как часто вы летали в Испанию?

Я летала в Мадрид каждые 6 недель. Я люблю Мадрид, поэтому старалась улететь пораньше в четверг, выспаться, а утром идти на встречи. В воскресенье возвращалась домой утренним или ночным рейсом, чтобы в понедельник успеть на работу.


10. Как проходило обучение на программе?

Первый семестр на кампусе начинается с welcome week. Происходит знакомство со структурой программы, проводятся краткосрочные воркшопы: навыки публичного выступления, change management, навыки переговоров. После этого мы все возвращаемся домой. Нам дают неделю передышки для адаптации после смены часовых поясов. У меня было очень много скепсиса относительно видеоформата и онлайн-обучения. Сейчас я даже не представляю, что можно по-другому. Это весьма-весьма эффективно. Мы видим чат, количество присутствующих, преподаватель двигается, рассказывает в камеру и параллельно пускает видеоряд или презентацию в поддержку слов. Я представляю, как тяжело профессорам вести видеолекцию, ведь они не видят глаз, реакции и не понимают, усвоена ли информация. Атмосфера класса присутствует точно так же, как и на очном обучении, только преподаватель не успевает вовремя пошутить, чтобы разрядить обстановку, потому что не успевает ее прочувствовать. На моем потоке было 29 человек, и профессора отслеживали участие всех.


В субботу проходят 2 видеолекции, и дальше с понедельника по четверг – форумы. К каждой учебной сессии есть материалы на pre-read, что в новинку для российского образования. Ты не можешь приступить к занятию, если не прочел текст - будешь плавать. Лестница обучения построена очень чётко: сначала материал для самостоятельного освоения, дальше преподаватель дает концепт (frame, который помогает структурировать мысли после прочитанного), ориентирует и добавляет примеры. После этого тематика обогащается дополнительным чтением и обсуждением с коллегами, которые привносят опыт из других индустрий, рынков и культур. К примеру, если тема – “Mergers and acquisitions”, в конце недели работы ты получаешь блок фундаментальных знаний и классических концепций, понимание современных трендов на основании статей и отчетов, скажем, Большой Четверки, финансовые инструменты, темплейты, разобранные примеры слияния с конкретным фактическим материалом и практические задачи в этой области.


11. Расскажите об инфраструктуре на кампусе.

Кампус IE очень органично интегрирован в Мадрид. Улица Maria de Molina практически вся застроена зданиями IE, часть из которых является историческим наследием. Очень приятно находиться в такой атмосфере. У бизнес-школы большое здание, сейчас рядом построили еще один новый корпус и планируют построить самое высокое университетское здание, оборудованное по последнему слову техники. IE держит марку, оставаясь передовой школой с точки зрения онлайн-обучения. Чего только стоит потрясающая WOW-room, где профессор может видеть лицо каждого участника сессии и работать со всеми студентами, находящимися на разных континентах в прямом эфире, как будто все находятся в одном классе. Программное обеспечение позволяет профессору не только видеть своих студентов, но замерять уровень их вовлеченности и даже эмоционального состояния. Пока в бизнес-школе только одна такая комната, являющаяся предметом гордости декана, но она уже стала знаменитой и сейчас заключен партнерский договор с Гарвардом, который хочет перенять передовой опыт IE и усовершенствовать свою модель онлайн-обучения.

12. Каковы варианты размещения?

Школа предоставляет список отелей, с которыми заключен договор на особые расценки для студентов. Если бы IE решила построить общежитие, то оно, наверно, заняло бы 30% Мадрида – нас действительно много. Многие ребята пользуются Airbnb, кто-то сбрасывается и снимает квартиру командой. Я случайно нашла через booking.com студию в апарт-отеле рядом с IE и всегда останавливалась у них.

13. Расскажите о своих любимых профессорах, любимом курсе.

Для меня это сложный вопрос. За весь период обучение только два профессора не соответствовали моим, честно скажу, очень высоким ожиданиям. Но Школа открыта к изменениям: если что-то не устраивает, если есть область, которую можно улучшить, то наша обязанность как студентов обратить на это внимание преподавателей и школы, предложить пути решения и пролоббировать необходимые изменения, чтобы получить желаемый результат. Что касается предметов, то меня очень впечатлили все финансовые курсы. Я не обладаю математическим бэкграундом: статистику или теорию вероятности не вспоминала со времен университета, а работа с цифрами в основном ограничивается прогнозами продаж и P&L’ем, поэтому бухгалтерия для меня была невероятно сложна. Нам давали огромное количество упражнений, и мы решали их. Манера преподавания и метод освоения материала были очень интересными, плюс я оценила высокое качество учебников – они построены систематично от простого к сложному с множеством практических советов. Из 20 упражнений первые пять должен сделать любой, кто прочитал учебник, а дальше в зависимости от способностей и затраченного времени. Однако есть минимальный объем знаний, которого достаточно, чтобы двигаться дальше и не чувствовать себя профаном. Курс вела совершенно невероятная Lucía Egea - потрясающая женщина, профессор, консультант стартапов и участник международных конференций. Она обладает разносторонним опытом и активно им делится. Люсия могла работать в классе с любым уровнем - умудрялась держать баланс в разношерстной аудитории и делать это все очень легко и мягко.


14. Были ли у вас стажировки во время обучения?

Нет, все работают, нам бы справиться с программой. Но было 2 важных момента: первая дополнительная неделя – это Leadership week, где на базе кампуса в IE приглашались разные гости, которые тренировали soft skills; плюс была неделя networking по обмену студентов других программ Executive MBA, соответственно, можно было поехать на стажировку в другую бизнес-школу. Я поехала в Berkeley Haas Business School на программу, посвященную женскому лидерству в XXI веке. Предлагалось много практических инструментов как для оценки себя как менеджера и лидера, так и для диагностики и развития команды. За неделю мы освоили различные концепции и инструменты, успели защитить проект, который начали готовить заблаговременно с рабочей группой и уже непосредственно в школе «дотачивали». Моя группа выбрала тему «Феномен королевы» (Queen Bee). Есть достаточно большая статистика, которая показывает, что женщина, пробившись на лидерские позиции, часто примеряет на себя «мужские» модели поведения и начинает предвзято относиться к другим женщинам, которые пытаются продвинуться по карьерной лестнице, не просто отдавая предпочтение мужчинам, но усложняя ежедневное существование и продвижение других женщин.


15. Какие отношения у вас сложились с одногруппниками? Расскажите о своем потоке.

С кем-то очень теплые и мы чуть ли не каждую неделю списываемся, с кем-то более холодные, чуть более официальные, но все же это люди, к которым можно в любой момент обратиться с вопросом, и они молниеносно отреагируют, дадут совет или направят к тому, кто компетентен помочь. На одном потоке у нас было 2 класса по 30 человек, а на втором еще 25 и 25 (да, мне повезло и у меня 2 потока). Мы все активно общаемся в WhatsApp: существует общий чат; группы потоков, рабочих групп, есть чаты всех потоков, которые были до и после нас; есть Russian alumni club, IE Marketing club – огромное количество людей. Это сродни «мафии» - если у тебя есть вопрос - ты просто пишешь в свою группу, а если вдруг нужно найти человека вне прямого круга общения - заходишь в LinkedIn, находишь выпускника IE и человек молниеносно принимает твою заявку и готов сразу разговаривать. IE Alumni дает невероятное ощущение «плеча».

16. Какую роль на программе играет карьерный офис?

Если человек находится в Мадриде или Европе, то у него больше возможностей воспользоваться всеми благами карьерного офиса. Для студента, приезжающего раз в 6 недель, вероятность попасть на проведения какой-то отраслевой конференции или встречи с представителями компаний именно в эти дни достаточно мала, но это не значит, что карьерный офис не помогает. Здесь самое главное сформулировать задачу – и полдела сделано. Второй момент: несмотря на всю силу карьерного офиса IE, нужно осознавать «силу» российского паспорта — это дополнительный барьер для человека, желающего жить без границ, но опять же барьер не значит, что это непреодолимое препятствие.

17. Каковы перспективы трудоустройства у студента из России?

Трудоустройства в Европе? Не могу сказать, что они аналогичны студентам, имеющим разрешение на работу в ЕС, но нет ничего невозможного. Начнем с того, что дает IE. Европейские коллеги не станут рассматривать соискателя как специалиста без релевантного образования. Они обращают внимание на университет (например, МГУ — это ТОП-350, к сожалению), практический опыт, скорость карьерного роста и т.д.

IE – это марка, которая открывает двери двумя способами: первая – через alumni network, вторая – своим брендом, потому что выпускники топовой бизнес-школы рассматриваются, как более приоритетные специалисты для трудоустройства. А дальше – каждый должен сделать свои выводы.

Более того, многие выпускники открывают свое дело: кто-то в Европе, кто-то в России.


18. Какие перемены произошли в вашей жизни после окончания программы?

Изменилось многое. На эту программу идут разобраться с собой и понять, что делать дальше, расширить собственные горизонты, построить сеть контактов. К ответу на свой самый главный вопрос сейчас я гораздо ближе, чем была до начала обучения. Пришла спокойная осознанность себя и понимание своих сильных сторон – это, наверное, самый главный результат. В том числе благодаря той поддерживающей среде, которую создает IE, появилось ощущение, что в рамках маркетинга нет такого проекта, за который я боялась бы взяться.

Конечно, я получила осознание того, какое место - мое, а какое нет, и что нужно сделать, чтобы его найти. Кроме того, программа EхMBA – это потрясающее приключение, которое стоило каждой вложенной копеечки. Она, пожалуй, стоит того, даже если бы не принесла каких-либо изменений в трудоустройстве. Просто это безумно интересно: в течение двух лет познавать себя, развиваться, получать много информации и новых друзей. Также изменилось и мое восприятие своей географии: исчезли рамки, которые мы сами себе ставим.


19. Поделитесь советом по поступлению с кандидатами из России. Как обратить на себя внимание приемной комиссии?

Мне кажется, очень важно, чтобы поступающие думали о том, подойдет ли данная бизнес-школа для них таких, какие они есть (это касается и трудоустройства). Почему-то многие россияне пытаются подстроиться под разные системы (и я не была исключением) и показаться достаточно хорошим для того, чтобы в эту систему встроиться. Но следует помнить, что это обоюдные решения, вы должны оценивать, достаточно ли хороша эта система лично для вас и что именно она вам принесет. Я, например, общалась с выпускниками потрясающе сильных Лондонской бизнес-школы и Келлога и поняла, что это не «мои» люди. И мне было бы там учиться тяжелее, это была бы ломка на протяжении всего процесса. IE оказалась для меня абсолютно моим местом. С первого дня, когда я приехала, я была в восторге. Все ребята на потоке – это те, с кем мне приятно и хотелось бы общаться, не было никого, кто вызывал бы негативные эмоции. Я понимаю, что это потрясающая работа рекрутинга, когда отбираются люди с одинаковыми ценностями и похожим настроем, и взглядом на жизнь, одинаково открыто относящимися к проблемам и их решению. Поэтому нужно общаться с представителями школы, потратить на это время. IE делает огромное количество открытых семинаров, воркшопов, чтобы понять, твои ли это люди. Если все сходится, тогда вопрос поступления — это вопрос процедурный. Нужно быть откровенным, показывать себя и не стесняться. IE отбирает творческих людей. Чем лучше абитуриент покажет, кто он такой, тем комфортнее ему потом будет учиться. Его определят на правильный поток, в правильную группу и будут выше его личные результаты.

В конце хочется добавить, что нужно слушать себя очень внимательно, выбирать для себя правильную атмосферу - это позволит достичь большего.


Благодарим Наталью за интервью и фотографии из личного архива.

Успехов и удачи Вам!

Назад