Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Интервью выпускницы EDHEC’15 о поступлении и учебе в магистратуре

Друзья,
наконец-то мы публикуем интервью с Софьей Сарафановой - талантливой выпускницей магистратуры EDHEC (специальность Master in Finance).

Представьтесь, пожалуйста. Расскажите, какое у вас образование и чем вы занимались до поступления в магистратуру.

Меня зовут София Сарафанова. В России я параллельно получала 2 специалитета: МГУ им. Ломоносова (специальность – государственное муниципальное управление) и Московский Государственный Лингвистический Университет (специальность – мировая экономика). Одним словом, до поступления в магистратуру я усердно училась 5 лет, имею 2 красных диплома. Параллельно писала статьи (у меня две публикации). Одна в ВАКовском сборнике, вторая в сборнике МГУ. Практически сразу после окончания университетов я подалась в магистратуру.

Почему вы решили получить бизнес-образование?

Все дело в моем желании получить более узкое и специализированное образование, учитывая все сильные стороны нашего образования, оно все же дает больше фундаментальные, чем практические знания. В текущей ситуации необходимо получение более узкой специальности. Бизнес-образование дает именно эту возможность - соединить те знания, которые у меня были, а именно экономику и управление и применить в нужном русле. Поэтому у меня и была идея поступить сразу, чтобы получить определенный синергетический эффект.

Какие задачи вы хотели реализовать после магистерской программы?

Для меня было важным поступление и нахождение работы в международных компаниях. Я понимала, что одна из слабостей полученного мною образования – это неспособность подготовить к практической составляющей на работе: подготовка к собеседованиям, позиционирование в международных компаниях и требования при найме.


Почему вы выбрали именно EDHEC? Подавались ли вы в какие-то еще школы? Как формировался список школ?

Учитывая, что было достаточно мало времени на сам поиск и принятие решения, то список у меня формировался следующим образом: во-первых, в октябре или сентябре я сходила на выставку QS, чтобы пообщаться с людьми, которые являются представителями EDHEC, заранее понять, какой пакет документов необходим, к чему стоит себя готовить с точки зрения прохождения и поступления. Пришла на выставку и очень хорошо пообщалась с представителями французской школы EDHEC и испанской школы IE. Представители именно этих школ уделили мне очень много времени, учитывая, какой там был наплыв поступающих и желающих. Это меня и прельстило, представители не затруднились уделить мне 15-20 минут, чтобы ответить на все мои вопросы, обсудить шансы поступления с моим background.

То есть вы рассматривали изначально именно masters-программы?

Да, годовые. Я хотела именно финансовые программы, которые находились в ТОПе рейтинга Financial Times. Для меня это были HEC, IE и EDHEC. После выставки в шорт-лист попали две школы: испанская бизнес-школа IE и французская EDHEC.

То есть подавались вы в итоге в две школы? Почему все-таки EDHEC?

Да, в две школы. Во-первых, мне понравилось описание программы в EDHEC, она включает в себя как корпоративные финансы, так и более сложные financial markets. Программа дает подготовку и возможность обучения людям без финансового background – у меня больше был менеджмент и «лингвистическая» мировая экономика, финансовой специализации как таковой не было. Также «Career office» EDHEC вызывал у меня очень большой интерес. Легкость подачи документов в EDHEC была также важна для меня. Я собрала определенный пакет документов, подала через интернет, через 5 дней мне назначили интервью по скайпу, я его прошла. И уже меньше, чем через неделю знала, что поступила. Но решающим фактором стал для меня один конкретный преподаватель (Florencio Lopez de Silanes), который читал лекции по корпоративным финансам. Его я знала давно и заочно, поскольку на основании его работ я писала свой диплом и опубликовала статью в ВАКовском сборнике. Зная его работы, мне было интересно посмотреть на него, пообщаться лично и послушать его курс.

Локация школы не добавляла плюсов EDHEC?

Конечно, добавляла. Отдохнуть в Ницце, соединить приятное с полезным!

Помните ли вы сам процесс поступления? Сколько времени у вас заняла подготовка к тестам и сбор документов?

Изначально я пошла на образовательную выставку. На выставке я поняла, какие экзамены мне нужно сдавать, а именно: GMAT и TOEFL. А также какой пакет документов необходимо подготовить: дипломы, рекомендации, резюме, мотивационное письмо. С TOEFL у меня проблем не было, потому что его я сдала еще в 2012 году на 104, без подготовки – лингвистический университет в конце концов. (улыбается).

В октябре 2013 года я записалась на курс GMAT Weekend в MBA Consult. Отходила полтора месяца и продолжила готовиться самостоятельно. Я занимались в спокойном темпе какое-то время по всем учебникам, что нам давали, решала все материалы, накопленные за период обучения на курсе. И уже перед самим тестом (его я сдавала 13 марта), за 3 недели, взяла индивидуальные занятия по вербалке с Ольгой Корнеевной и по математике с Еленой Игоревной. Эти занятия помогли сильно повысить уровень подготовки и позволили мне набрать мои некосмичекие, но достаточные для поступления, 640 баллов. Для Школы этот уровень был приемлем, потому что помимо самого экзамена у меня было очень хорошее резюме. Поэтому на 640 баллах я успокоилась и продолжила собирать пакет документов. После сдачи GMAT у меня была неделя, я все подготовила: копии дипломов, нотариальный перевод выписок. Самое тяжелое для меня было – получение рекомендаций от преподавателей, потому что надо было им объяснить для чего это нужно, как писать, с какой почты отправлять (кому-то даже пришлось помочь создать официальную университетскую почту).

В EDHEC я подалась в конце марта. Скайп-собеседование, я помню, проходила в субботу 27-го, а 1-го апреля мне прислали сообщение о поступлении. Меня это очень удивило: первого апреля никому не поверишь, но все-таки это было оно.

Подавались ли вы на стипендию?

Нет, мне дали предложение уже со стипендией, с максимальной на тот момент, по-моему, 40%. На стипендию отдельно я не подавалась, потому что, как я понимаю, есть целый процесс подачи на стипендию Eiffel, а на момент моей подачи 100% стипендию EDHEC еще не ввели.

Как вы переживали первые дни обучения?

Мое обучение началось в сентябре. Всё проходило очень спокойно, потому что летом мне приходили информационные письма о том, что необходимо почитать, что необходимо сделать. Самое главное – не надо паниковать, все организационные документы вам помогут сделать на месте; как открыть банковский счет, как оформить страховку, как сделать долгосрочный вид на жительство. Так же летом приходили подробные письма с объяснением процесса подачи документов на визу, с кем необходимо пройти собеседования и тд. То есть все детальные инструкции мне приходили, просто нужно было их по пунктам выполнять.

Получается, бизнес-школа помогала вам еще до приезда во Францию?

Да, и при получении визы постоянно оказывалась поддержка и помощь Школы, чтобы нерадивые студенты нигде не потерялись. Что больше всего мне понравилось – это помощь в поиске жилья. В EDHEC, как таковом, нет общежития, они заранее об этом предупреждают. Но у них есть соглашения с агентствами по недвижимости о том, чтобы сдавать квартиры студентам по более низкой ставке. Либо можно жить в каких-то резидентских общежитиях недалеко от Школы. Я планировала целый год прожить во Франции и выбрала вариант съема квартиры в центре. Через сайт EDHEC я вышла на агентство, сообщила, что я студентка EDHEC, и мне быстро помогли найти квартиру. Cказали, что по прибытии в Ниццу мне первым делом надо приехать в агентство, а дальше меня проведут до квартиры, откроют, покажут, заселят.


Как выглядит кампус EDHEC?

Очень красивый. Прямо напротив аэропорта, около моря. Просто великолепно.

София, было ли у вас свободное время?

Очень много (смеется). То есть для меня это было очень много. Потому что само обучение отличается от российского, в Москве у меня было 8 - 9 пар в день.

Неужели 9 пар?

Да, с 9 утра до половины одиннадцатого вечера. Обучение в EDHEC было построено следующим образом: почти нет курсов, которые длятся весь семестр. Курс читается за две недели/месяц / два месяца. Это происходит потому, что все преподаватели-практики. У них есть свободное время на 2 недели приехать прочитать курс, дальше они уезжают и продолжают работать в компании/ в своей фирме. Поэтому курс идет (e.g.) 3 недели, в неделю 2 или 3 раза идут курсы с 10 до 13 и с 14 до 17, то есть две лекции по 3 часа. Все оставшееся время, с 5 до вечера и два дня в неделю ты свободен. Можешь делать домашние задания, можешь гулять, можешь сидеть в библиотеке. То есть на самом деле полнейшая свобода. Что, разумеется, и расслабляет, и заставляет себя дисциплинировать.

В моих российских вузах обучение было построено следующим образом: отдельно лекция, потом пришел на семинар, повторил лекцию, которую тебе преподаватель прочитал, в общем усвоил. Нет. Здесь ты должен уже на лекцию приходить подготовленным, потому что пока преподаватель будет тебе читать, ты должен решить все вопросы, которые у тебя накопились к лекции, другого шанса обсудить эти вопросы не будет. Потому что через 2 недели преподаватель уедет, и пиши ему дальше только на e-mail, обсудить лично уже ничего не получится.

По завершении курса был зачет или экзамен?

Все экзамены за семестр в декабре. Экзамены идут с понедельника по пятницу, 5 дней подряд. Каким-то группам не везло, у них было 2 экзамена в день. Все экзамены письменные, никакого личного контакта с преподавателем, автоматы никому не ставят, даже если ты посещал все занятия и задавал преподавателю вопросы. Он просто получает листочек с твоими ответами, твоим студенческим номером (даже не фамилией) и проверяет его. Это тоже мотивирует: на автомат рассчитывать здесь не приходится.

Какой у вас был любимый курс и преподаватель?

Стоит отметить, что для меня все курсы были в новинку: ни одного курса я до этого не проходила. Лично для меня самым необычным был первый курс Advance Excel and VBA, потому что опыта написания программ VBA у меня никогда не было. Возможность самой написать что-то сверх стандартного функционала Excel очень необычна, я думала, что этим могут заниматься только программисты высокого уровня.

Во втором семестре курс Matlab (статистическая программа) тоже для обработки данных. Так же мне очень понравилась эконометрика и продвинутые корпоративные финансы (как раз с моим любимым преподавателем). Это самые яркие курсы для меня. Все остальные отличались харизмой преподавателей и объемом информации.

У нас был преподаватель по рынку деривативов, Abraham Lioui. Это очень харизматичный мужчина, он все очень хорошо и интересно рассказывал, показывал на практике (прямо на занятии заходил на сайт с котировками/условиями выпуска опциона и мы на лекции сами все пересчитывали на рыночных данных). Курс тоже был очень интересен, и сейчас я, например, активно применяю знания на практике, потому что занимаюсь анализом банков и страховых организаций (которые очень тесно связаны).

Предполагались ли у вас на программе стажировки?

В рамках завершения программы обязательно прохождение стажировки/поиска работы, но здесь ты занимаешься этим самостоятельно. Тебе максимально помогают в поиске, в подготовке, заваливают письмами по поиску работы, но все равно этим ты занимаешься самостоятельно, и в течение 3 - 6 месяцев после окончания обучения ты должен прислать подтверждение того, что ты нашел либо стажировку, либо постоянное место работы для получения диплома.


Расскажите, пожалуйста, про своих одногруппников, сколько вас было на курсе?

На моей программе MS in Finance нас было человек 60. Я бы сказала, что это было небольшое количество, потому что на многих других курсах, особенно корп.фин, который самый популярный, могло доходить до 150 или даже 200 человек (может быть, я сейчас преувеличиваю, но раза в два их точно было больше). На наших лекциях было комфортное количество человек, меньше, чем у нас бывает в потоковых аудиториях. На семинарах нас всегда разделяли на несколько групп - на 2 или 3 - в зависимости от количества людей. Все ребята с разными background. Кто-то занимался компьютерными технологиями, кто-то работал уже долгое время, получил опыт работы 5-7 лет, и понял, что это не его, и хотел бы переквалифицироваться. Кто-то, как и я, получил образование и решил продолжить обучение.

С точки зрения состава, были еще русские ребята на курсе?

Со мной на курсе было еще 2 русских мальчика. Достаточно много было китайцев: из 60 человек, наверное, половина. Остальные ребята из Греции, Германии, Португалии, Мексики, США, Австралии, Австрии, Норвегии и Индии. Очень интернациональный состав. Мне такое распределение сил очень нравилось, потому что в университете я писала диплом про китайскую экономику, изучала китайский язык, и возможность пообщаться с представителями китайской культуры мне была в удовольствие.


Охарактеризуйте студента EDHEC. Как вы можете его описать, кто это? Какие кандидаты приходят туда?

Я бы сказала, что это амбициозные и яркие ребята, которые понимают, что им нужно для достижения своей цели, и идут к ней. Вот это ощущение целенаправленности очень отличается от общей атмосферы моих российских ВУЗов. В EDHEC я не встречала людей, которые прогуливают курсы, потому что «не хотят», «это им не нужно», «меня мама заставила», «абы как сдадим», «нам все равно». Все приходят на занятия, даже когда не отмечают посещаемость. Для меня это было необычно.

Означает ли это, что никого и не отчислили, все доучились?

Да. Я не помню отчислений. Все исправно ходили и сдавали экзамены. Мы поступали не просто для галочки, а для получения багажа для своего развития, для своей карьеры.

Расскажите про карьерный офис. Когда туда нужно обращаться? Чем он помогает студентам?

Всем. Что меня поразило, в первую неделю у нас не было обучения, не было курсов. Первые две недели у нас была подготовка к ярмарке вакансий. Нам рассказывали, как составлять резюме, сопроводительное письмо, какого формата есть кейсы, собеседования, как лучше к ним готовиться, что ни в коем случае нельзя отвечать, как лучше отвечать на сложные вопросы, какие книги почитать, какие кейсы порешать. В течение двух недель нас очень активно загружали информацией о том, что мы пришли не просто академическую составляющую получить, а что нас готовят к рабочей жизни. И весь этот двухнедельный интенсив заканчивался днем «Mock-интервью»: ты приходишь в Школу (не просто так, а) в костюме (это очень важно, надо брать с собой костюм!) и весь день проходишь интервью:

1. Кейс-интервью. Тебе дают почитать кейс, ты должен составить по вопросам, которые есть в кейсе, презентацию и представить решение профессору/преподавателю/приглашенному специалисту.

2. Интервью по personal skills. Ваши слабые, сильные стороны, braintesers и прочие неожиданные вопросы. Мне, например, попался вопрос: что вы думаете о реалити-шоу.

3. Групповое кейс-интервью. Группе незнакомых людей дают один кейс, каждому распределяют какую-то роль (менеджер по закупкам, генеральный директор, менеджер по логистике), у каждого есть своя цель и в процессе обсуждения вы должны прийти к какому-нибудь решению. Причем здесь очень важно было показать баланс сил: ты должен не затемнять других собеседников, а показать, что умеешь работать в команде.

После этого примерно месяц результаты обрабатывались. Через какое-то время их высылали и назначалась встреча с персональным тренером по развитию карьеры. С ним можно посидеть час, он посмотрит твои результаты, даст рекомендации, услышит и ответит на вопросы.

Также в самом карьерном центре регулярно читали курсы по прохождению собеседования в различные сферы: IB, консалтинг, оценку, аудит. Так же давали возможность прохождения mock-тестов онлайн. Также, если предстоит собеседование, а ты очень волнуешься и понимаешь, что хотел бы подготовиться к интервью по специфической сфере, есть ответственные профессора-сотрудники, с которыми можно назначить и провести такое mock-собеседование. В общем, меня поразило, насколько нацелена школа на развитие карьеры студентов.

Соня, вы куда-то устроились на работу?

Я устроилась в PricewaterhouseCoopers, в четверку, с первого собеседования. 30 июня я вернулась в Россию. Где-то 5 июля я прошла все собеседования в PWC и уже в этот день знала, что я получила работу.

Почему вы выбрали именно PricewaterhouseCoopers?

Во-первых, у меня была рекомендация. Это было большим плюсом. Во-вторых, территориально мне нравится расположение. И, в моем понимании, моя специализация (банковская и страховая деятельность) более обширно покрывается PWC, чем другими компаниями четверки.

Поделитесь, пожалуйста, советом с ребятами из России, которые хотят поступать в EDHEC. Как им обратить на себя внимание приемной комиссии?

Быть открытыми, показать «огонек в глазах». Наверное, это самое ключевое. Этот огонек может прослеживаться в резюме. Да, ты обучался в ВУЗе, но параллельно этому ходил на занятия по игре на музыкальном инструменте (на саксафоне), знаешь языки, сдавал хорошо международные экзамены. Мне кажется, это очень важно, это покажет, что человек заинтересован в международном развитии. Нужно быть легким на подъем. В ВУЗе зовут на конференцию (?) - иди на конференцию; приглашают на волонтерскую программу по сбору макулатуры(?) – иди, это все будет красной строчкой проходить в резюме. И это всегда будет отличать человека.


Какие перемены произошли в вашей жизни после окончания программы?

Более широкий кругозор. Это еще и статусная вещь - благодаря обучению за рубежом, ты можешь с легкостью сдавать международные экзамены. После обучения в EDHEC я сдала первый уровень CFA, причем я сдала его очень легко. Мои знакомые, которые учились три года, и первый и второй уровень этого экзамена сдали очень легко. Сейчас на работе у меня международная сертификация ACCA, экзамены я сдаю легко и с удовольствием. Также EDHEC – это дисциплина. Ты понимаешь, что тебе нужно, стараешься как-то ко всему найти подход, независимо от того, насколько это тяжело.

Также плюс программы в том, что легко найти работу. У меня получилось. От всех собеседований я получала огромное удовольствие – ты приходишь пообщаться с людьми (это выглядит именно так). Также бизнес-образование дало понимание того, что ты пришел на работу, а не на стажировку, что у тебя будет своя ответственность, свой круг деятельности, что ты должен развивать себя сам, никто тебя пихать и заставлять не будет.

В общем, как я говорила в интервью для школы:

«EDHEC for me means self-discipline, bright goals, ambitions».


Благодарим Софью за интервью и фото из личного архива.
Успехов и удачи вам!

Назад