Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Интервью выпускника Yale School of Management, MBA Full-Time 2017


Выпускник Yale School of Management, Евгений Козунов, дал интервью компании MBA Consult об учебе и жизни в Нью-Хевене.

Представьтесь, пожалуйста, и расскажите немного о себе.

Меня зовут Евгений Козунов. Сейчас я являюсь партнером в нескольких проектах. Первый и, наверное, наиболее публичный - это компания Юниум – дополнительное образование для детей с 1 по 11 класс. У нас 70+ центров дополнительного образования по всей стране от Краснодара до Владивостока. Также я являюсь совладельцем компании WOW!HOW? Мы делаем большие фестивали науки, мероприятия на тысячи людей, как в B2C, так и в B2B формате. Например, мы работали со Сколково, Mail Group. Главная наша площадка там – это Российская Академия Наук. Самое большое наше мероприятие – это научная елка, которую в период с 22 декабря по 6 января 2017 года посетило 35 000 детей и их родителей. Есть еще небольшой проект Time Club 24, где я один из ключевых партнеров. Некоторое время назад занимался (сейчас поставил на паузу) VR проектом – это абсолютно технологический проект. В этом направлении мы с командой год занимались созданием инфраструктурного решения. Но я его поставил на паузу в связи с тем, что образовательный бизнес Юниум сейчас потребовал моего внимания после окончания бизнес-школы. Поэтому, как управляющий партнер, какое-то время занимался стратегией развития компании Юниум. Сейчас с партнерами и сокурсниками по Физтеху создаем новый венчурный фонд - Kvazar.VC.

Давайте вернемся в то время, когда вы решили поступать в бизнес-школу. Что вами двигало? Почему вы решили получить бизнес-образование?

Где-то к 2012 году я понял, что текущего образования мне не хватает. Я на тот момент был совладельцем компании Юниум. Тогда было порядка 25 образовательных центров, а не 70. Я был совладельцем и CEO и видел, как можно развивать бизнес по стране, но мне хотелось какого-то международного проекта. То есть к тому моменту у меня появились амбиции на международный бизнес (и они остаются таковыми) и мне не хватало global view – это первая и, наверное, главная причина. Вторая – нехватка бизнес скилов. Мое основное образование было получено в Физтехе. Позже был год финансового менеджмента в Финансовой Академии на президентской программе. Формально у меня было финансовое образование, но я чувствовал, что бизнес-подкованности у меня нет, несмотря на то, что я уже года 3 или 4 был главой компании почти в 1000 человек. Поэтому я решил поступать в бизнес-школу. Вот, в общем-то, и причины: хотелось получить бизнес-образование и global view для развития международного бизнеса.

Сколько вам было лет на тот момент?

Начал обучение в бизнес-школе я в 31 год. Подготовкой к поступлению занялся, видимо, в 29, а захотелось поступать в 28. Как-то так.

Как выбирали бизнес-школу? Почему остановились именно на Yale?

Во-первых, я вычеркнул все европейские школы. Мне казалось, так как я работал в сфере образования, что годовые программы – это не совсем true. Полное погружение должно пройти за 2 года. А год - это классный способ пробустить свою карьеру, но это не про global view, не про понимание другой культуры и глубокую проработку. Мы не раз с сокурсниками из России обсуждали этот плюс двухлетней программы. И я полностью убежден, что 2 года значительно сильнее меняют тебя. Плюс мне хотелось не Европу, а Америку – все же она законодатель бизнес-моды и сильно культурно дальше от Европы - это как раз и привлекало. То есть изначально я смотрел на двухлетнюю американскую программу. Еще я понимал, что в сравнении с другими у меня предпринимательский и социальный профайл, поэтому взгляд пал на ряд таких школ, как Stanford (Dual degree with Master of Education), Berkeley, Yale. Я думал, если не поступлю, буду еще в MIT подаваться, но изначально эта школа мне очень напоминала Физтех - она себя позиционирует как технологическая школа. По факту это не так, но на тот момент мне так казалось, и я как раз этого не хотел. Stanford есть Stanford – всем его хочется, Berkeley – это предпринимательство и социальная история, нон-профиты. Yale тоже говорят про социальные проекты, про нон-профиты, да и просто Yale, как бренд, крайне привлекателен. Плюс то, что можно было брать неограниченное количество классов по всему вузу без доплаты, и возможность для партнера брать классы в Yale бесплатно также очень сильно подкупало. Все-таки я ехал за образованием, а не трудоустройством.

Важно было поступить именно в топовую бизнес-школу?

Да, принципиально смотрел на топовые школы. Сначала я был очень принципиален - только Stanford и ничего больше. Но пока сдаешь экзамены, готовишься, пишешь эссе, более реалистично и спокойно начинаешь на все смотреть, понимаешь, как все это устроено, начинаешь расширять взгляд и рассматривать другие школы. На тот момент я принципиально понимал, что не хочу Harvard или Wharton. Мне нравились Kellogg и Berkeley, казалось, что MIT – это не про меня, про Tuck я толком ничего не знал - думал, что это какая-то лесная школа. Я все эти университеты посетил после сдачи всех экзаменов до подачи документов. За 2 недели проехался по восточному и западному побережьям, посмотрел на кампусы и что-то осознал. Когда попадаешь в некоторые кампусы, ты чувствуешь, что хочешь там жить, хочешь провести там 2 года, а в некоторых понимаешь, что прикольно, но в другом месте круче. Когда видишь ВУЗ просто строчкой – это одно, а когда сам попадаешь в это место, видишь кампус, парты, людей, то чуть-чуть мышление меняется.

Расскажите, пожалуйста, немного о подготовке и сдаче вступительных экзаменов.

Для иностранца есть 2 основных экзамена: TOEFL/IELTS и GMAT. Основательно я начал готовиться в 2014 году в начале октября. На тот момент у меня был невероятно плохой английский - если не ошибаюсь, я только закончил книжку Intermediate. Все говорили, что TOEFL – это ерунда, главное сдать GMAT. Я послушался и двинулся по такой цепочке. Так как у меня техническое образование, с математикой проблем не было. Около 10-20 часов я потратил на подготовку к этому разделу и больше не открывал его и никак не готовился, кроме того, что периодически сдавал какие-то претесты, mock-тесты и т.д. На этом подготовка к математике закончилась. А вот с Verbal у меня было все плохо: если в математике я уверенно набирал 50-51, то в вербалке изначально было 19 или 18. Сначала я неделю занимался самостоятельно, но не понимал даже, что написано в заданиях, мне решительно не хватало словарного запаса. Я понял, что нужен педагог, и начал работать с преподавателем по Verbal в MBA Consult (Андреевой Ольгой Корнеевной). Начали мы с Sentence Correction, который я сильно поднял за 2 месяца с нуля, с Critical Reasoning – изначально нормально, если хватает словарного запаса, а вот с Reading Comprehension все плохо (моя проблема была в том, что я не укладывался во 90 минут, так как тратил много времени на тексты). Начальная подготовка заняла примерно 2,5 месяца, причем 90% сил и времени ушло исключительно на Verbal. В конце декабря я пошел сдавать экзамен. Перед началом обучения я сдавал где-то на 580-610, во время подготовки было 690-720. Накануне экзамена я так и не смог уснуть и получил 610. И это спустя 2,5 месяца невероятной подготовки и тысяч заданий по Sentence Correction. Я знал, что можно не сдать с первого раза, дорогу осилит идущий, но, конечно, был сильно расстроен. Я чувствовал, что знаю намного больше, чем 2 месяца назад. При этом по математике было 50, по Integrated Reasoning, к которому я совершенно не готовился, было 6 из 8, но Verbal был на уровне 21 или 22. Я сразу снова записался на экзамен и 80% времени начал тратить на чтение текстов. За это время я прочитал порядка 100 текстов, с таймингом, с отработкой ошибок, с тетрадкой проблем, с карточками своих ошибок и т.д. В феврале я уже уверенно шел на экзамен, ведь на Manhattan mocks получалось 740-780. На экзамене я опять не успел последние 5-7 вопросов и получилось 730 баллов – для начала 2014 года это был достаточно хороший результат. На тот момент для Stanford я хотел пересдавать, мне хотелось 750+, но кто-то из выпускников еще начала нулевых сказал, что это не принципиально. Мое мнение, что это было принципиально, и мне нужно было пойти и пересдать, даже в 2014 году 730 было хорошим, но обычным результатом для Stanford. Сейчас я не удивлюсь, если это низкий результат для Stanford. Мое мнение, что из России надо ехать с баллами 750+, с ними будет проще, нежели с 710 (хотя знаю, что есть примеры поступления с 710-720). К примеру, в Yale у всех российских мужчин был балл от 720 до 760 в нашем классе.

В общем, сдал я GMAT. На AWA я потратил часов 5 подготовки, получил 4,5 балла из 6 и успокоился. К Integrated Reasoning тренировался, проходя у Manhattan пробные тесты, получал 6-7, а на экзамене у меня вышло 8 из 8. На мой взгляд, тогда это никому не важно было, но я своим результатом гордился. Математика вышла 50, 39 – Verbal, и общий результат был 730. И дальше началась сложная часть - TOEFL. После месяца подготовки я сдал претест и увидел, что у меня 70. Я удивился, как вообще смог сдать GMAT. Начал к нему подготовку, спустя месяц пошел на экзамен и получил 90 баллов. Я подумал, что это неприятная случайность, и через 2 недели пошел снова сдавать – получил 95. Понял, что не знаю английский и надо продолжать учиться. Я потратил еще 2 месяца. В общей сложности на английский у меня ушло 3,5 месяца. Объективно вспоминаю, что времени на TOEFL после GMAT я потратил больше, чем на GMAT. В TOEFL у меня была проблема с частью Speaking. Честно говоря, Speaking я так и не поднял, (только с 17 до 20), а остальное с 27-28 до 30 стал делать. С третьей попытки мой итоговый балл был 105 (Reading - 30, Listening - 30, 25 - Writing и 20 - Speaking), и на этом я закончил, решил, что надо подаваться. Где-то 30 июля я узнал финальный результат и понял, что надо готовить документы к первому раунду.

То есть получили результаты экзаменов и сразу решили подаваться на первый дедлайн. Куда?

Stanford, Berkeley, Yale – во всех трех я предварительно побывал, пообщался со студентами. Перед отправкой документов я заказывал консультацию у американского сервиса EssayShark - они просматривают весь пакет и дают оценку, какова вероятность, что тебя возьмут. Это стоило небольших денег. Они очень точно угадали: по Yale все отлично - это абсолютно их профайл, по Berkeley тоже все ок, а Stanford – это рандомная история. У меня были одинаковые шансы на зачисление и отказ по мнению Sharks, ввиду того, что у меня весьма необычный профайл. Интересно, что мне сказали, что качество и красота моего эссе не соответствовало оценкам по английскому. И TOEFL я сдавал три раза, а это очень настораживает. Да, и 105 баллов - это низкий балл для Stanford. По факту получилось, что там у меня и не было собеседования, в двух других школах было.

Сколько времени заняла подготовка документов?

Месяца полтора, наверное. Эссе долго писать, переписывать, обновлять – это занимает время, особенно когда ты понятия не имеешь, как это делать, особенно когда у тебя образование физтеха, а последнее сочинение ты писал 13 лет назад.

В итоге вы поступили в Yale.

Да, причем я сначала его вообще не рассматривал как вариант, потом начал читать про школу, решил съездить, мне очень понравилось. В итоге я был первым в потоке, кому позвонили (ну, и само собой я первым отписался на gmatclub=).


Каковы были ваши действия по приезду в США?

Чаще всего абитуриенты заселяются в отель и начинают искать квартиру. Выясняется, что они практически все разобраны. Я снял ту же квартиру, что снимал другой студент физтеха моего года выпуска: он выехал, а я заселился. Как только находишь подходящий вариант, начинаешь покупать мебель, осваиваешься, узнаешь, где можно открыть банковский счет, какие рядом магазины - на это уходит неделя-полторы. Дальше начинается программа адаптации (онбординга). Первые две недели у нас были мероприятия по тимбилдингу, по правилам работы в команде. А с начала сентября началось обучение стандартно в классах. Так как я никогда не учился за границей, первые два месяца были очень болезненные: другая культура, новые люди, языковой барьер, ты не знаешь, как глубоко надо проработать домашнее задание, можешь 5 часов потратить, можешь 30 минут, какие ожидания у команды, у профессора. Спустя пару месяцев ты уже понимаешь, за что можно получить 10 из 10, а за что ставят 3 из 10, но в начале это все загоняет тебя в стресс. В этом плане американцам, конечно, проще.


Как устроено обучение в Yale?

Первый год частично состоял из core courses, частично electives, а второй год - 100% electives. Особенность Yale в том, что при желании electives можно брать с 1 сентября первого года в неограниченном количестве. При этом стоимость обучения никак не меняется. Второе – это то, что electives не ограничиваются только бизнес-школой. Их можно брать в Law School, в Design School - где угодно. Хотите учить китайский 5 дней в неделю с 9 до 10 утра – у вас будет китайский. Это особенность Yale: нагрузка и тип нагрузки варьируются индивидуально самими студентами. В результате кто-то учится очень много, кто-то меньше, а кто-то берет классы только в бизнес-школе, а кто-то отовсюду по немногу. Это принципиальная фишка Yale, и это здорово. Объективно больше 7 классов не стоит набирать, и не зря рекомендуют 5 классов, ведь домашние задания чаще всего объемные. Можно брать лайтовые классы без домашних заданий, но, если хочется глубокой проработки предмета, то 5-6 классов с хорошими домашними заданиями – это нормальный уровень.

Лично я в первый год обучения брал больше, а во второй сильно себя ограничил, потому что занимался стартапом, на который тратил часов 30 в неделю, поэтому с 7 классов я опустился до 5. Но если не заниматься стартапом и поиском работы, то 7 классов можно брать. Минимум берут 4, в среднем 5,5. Еще одно отличие классов Yale в том, что они integrated curriculum и даются customer investor и competitor. Классы очень клиентоориентированы. На 70% это тот же маркетинг, но определенные темы типа «перспективы как customer», «investor» – это про получение дохода с инвестиций и фондового рынка. Дальше «competitor» – это экономика, но не вся, а темы по конкуренции. На мой взгляд, круто то, что классов можно брать сколько угодно во всем университете, а не только в бизнес-школе. Второй серьезный бенефит – то, что ваш партнер (муж, жена) тоже может брать классы в Yale бесплатно. Для доказательства партнерства достаточно того, что вы проживаете вместе, то есть не обязательно быть прямыми родственниками. На втором году обучения я жил с женой. Она брала классы в школе дизайна и в бизнес-школе в Yale и отразила это в резюме. Сейчас работает edtech компании UX/UI head of design на американский рынок. Думаю, упоминание Yale как-то повлияло на работодателя.

А сколько было человек на потоке?

330 человек. 5 когорт по 65 человек. Когорты по обучению все одинаковые: золотая, красная, синяя и тд. У когорт в одно и то же время проходит core class, на элективах все со всеми перемешиваются. Думаю, во всех бизнес-школах в целом схожая ситуация.

Когорты общались между собой?

Конечно. Но нужно понимать, что интенсивность общения не та, что со своей когортой. Первый круг общения - learning team (8 человек). Второй (и основной) - внутри когорты. Третий – это твоя национальная история (у нас это СНГ, обычно таких людей 2-3 человека, но в нашем году было много – 9). И последний круг – профессиональный.

А сейчас вы с кем-то общаетесь?

С ребятами из СНГ у нас есть чат. С американцами из learning team раза 4 были скайп-звонки, у нас есть небольшие совместные инвестиции в индекс криптовалют. Несколько раз пересекался с друзьями американцами и европейцами в Европе. Это основное. Еще я провожу активности по Yale. Например, недавно было собеседование с одним из студентов, mock-интервью. Человек хочет technology education, он беспокоился, достаточно ли мотивирован, может ли продемонстрировать свою мотивацию. На следующей неделе я буду проводить интервью для первокурсника. То есть в целом ВУЗ очень старается оставлять connection. В этом году я стал Chapter Lead of SOM Yale в Москве. Профессора из Yale приезжали в Москву в Сколково, мы встречались с ними и другими студентами.

Существует ли карьерный офис? Обращались ли вы туда?

Career office – это всегда огромная команда (более 20 человек), готовая помочь, проконсультировать, потренировать и т.д. Это структурированный процесс и помощь оказывают на разных этапах. Я в эту игру не играл, так как у меня был свой бизнес и не было цели трудоустроиться. Но я видел, как это трудозатратно. На самом деле, 50-60% времени обучения занимает трудоустройство и иммиграция. Люди тратят до 40 часов в неделю на поиск стажировки или работы - в США это объективно занимает много времени. В какой бы ты бизнес-школе не учился, с трудоустройством будет сложно. Ни один работодатель только из-за бренда школы тебя не возьмет - нужно много вкладываться. Но все, кто старается, находят работу. Например, наши ребята из СНГ, желавшие остаться в США, остались там.


Существуют ли у стажировки во время обучения?

Обучение заканчивается приблизительно в 20х числах мая. Продолжительность стажировки зависит от компании - обычно это 10-12 недель. После стажировки у студента обычно есть месяц на отдых, и затем снова начинается обучение. В некоторых отраслях поиск стажировки начинается в конце сентября, где-то можно подождать до декабря-февраля. Если это invest banking, то 20 сентября ты уже должен начать что-то делать и де-факто 1 декабря с 80% уверенностью они уже знают, кого возьмут (хотя формально интервью будут идти с 10 декабря по 10 января). По большей части решения принимаются на неофициальных интервью и кофе-брейках. Если ты хочешь IB, то 10 января уже точно знаешь, взяли тебя или нет. Если да, то ты спокойно проводишь вторую часть года, летом стажируешься и получаешь предложение от этой компании. Или не получаешь, и тогда начинается второй раунд с поиском работы во второй год. Этот длительный и тяжелый процесс у кого-то заканчивается в октябре, а у кого-то в июне.

Лично я занимался стартапом. У меня была команда из 5 человек разработчиков, мы 3 месяца сидели кодили, исследовали рынок и т.д. Весь второй год я занимался обучением, сидел 40% времени в Entrepreneurship Lab, занимался менеджментом команды и оценкой рынка, коммуникацией с потенциальными клиентами и т.д. 10-15% времени я занимался менеджментом текущих проектов в России.

Что ждет студента в конце обучения? Дипломная работа?

В США у MBA степени как такового дипломной работы нет. Обычно это просто необходимый по количеству кредитов набор курсов. В конце каждого есть либо финальная презентация, либо экзамен, либо отчет, либо эссе, а где-то вообще может ничего не быть. Ты просто заканчиваешь соответствующий курс и точка. Просто учишься и сдаешь экзамены. Если у тебя есть необходимое количество набранных курсов, в конце ты получаешь свой диплом МВА, то есть какого-то дипломной работы мы не писали.

Существую ли какие-то знаки отличия?

У нас было 2 человека с выдающимися образовательными успехами. Я сам хорошо учился первый год, при этом сильно сложнее мне было из-за языка. В целом, мне кажется, я был above the curve. Российские студенты щепетильнее относятся к обучению: мы очень хотим получать пятерки, и некоторые студенты даже троллили нас по поводу нашей замороченности на оценки, а мы правда старались. Второй год я сильно меньше времени тратил на обучение. Система оценок в Yale следующая: 10% самых верхних получают High honor, следующие 20% – Honor, 50-60% получают просто Sufficient, 10-20% получают Pass. Первый год у меня были в основном первые две категории оценок, а на второй чуть больше половины хорошие. В целом обучение несложное. Проблемы, что я завалю какой-то курс и получу Pass никогда не возникало - все пропорционально времени, которое ты вкладываешь в обучение. В моем случае обучение было достаточно простое. Конечно, по всем курсам, где нужно было много говорить - лидерство, выступления - у меня был Sufficient, потому что по эссе я не блистал, мягко говоря. Если это маркетинг, подсчеты, стартапы, презентации, то там везде High level. Хотя я ехал в бизнес-школу за soft skills, а не за hard skills, получалось, что именно за soft skills у меня были низкие оценки, а за hard skills выше. При этом я чувствую, что больше получил именно со стороны soft skills.

Были ли те, кого отчислили?

Может, 1%. Кто-то по болезни, одного или двоих отчислили за списывание – это была невероятная глупость со стороны студента. Если ты набираешь много пассов (5 или 8), то тоже могут отчислить. Сначала тебя вызывает декан, спрашивает, в чем дело, нужна ли помощь, – школа всячески следит за тем, чтобы ты успевал по всему. На мой взгляд, каждое отчисление – это личный объективный выбор человека забить на учебу. Там нет таких условий, чтобы ты не справился, потому что слабый или потому что курс сложный. Слабый – тогда как тебя взяли? Сложно – есть дополнительные занятия, бесплатный tutoring один на один. Университет делает все, чтобы помочь, если ты отстаешь, и если ты много получаешь пассов, то ничего не делаешь или делаешь непонятно как. И я знаю, что поиск работы может сказаться на оценках, или сразу понятно, что GMAT у человека был низкий, но это единичные случаи.

Каким образом финансировалось Ваше обучение? Существуют ли стипендии и гранты в Yale?

Всегда есть Prodigy Finance – это раз. В моем случае мне было проще, поскольку просто были накопления. В итоге я часть накоплений перенаправил на стартап (где-то $100,000) и кредитнулся потом на $70,000 в Prodigy Finance.

SOM дает стипендии merit based, не need based. Конкретно мне ничего не дали. Некоторым дают $20,000. Я не могу сказать, что на них стоит рассчитывать или они спасут. Скорее нет. Но при этом с Prodigy Finance всегда можно будет получить стипендию на полное обучение – $130,000-$140,000 (сейчас, я так понимаю, это стоимость двух лет обучения). Также у Prodigy Finance всегда можно взять на проживание $50,000-$70 000, но $30,000-$40,000 своих хотя бы нужно иметь - без них будет совсем тяжело. На мой взгляд, финансирование – это не проблема, если у тебя есть хоть какие-то деньги.

Что было самым запоминающимся и необычным во время обучения?

Во-первых, сам процесс обучения в классах. Домашнего задания больше, чем работы в классе, поэтому формально в школе в Америке пустое расписание. Плюс домашние задания класса требуют, как правило, team work, много обсуждений со своей группой. В-третьих, там есть много activities в клубах, и часто де-факто это обучение. Например, design innovation club предполагает framework’и по дизайну, в consulting club учатся решать кейсы, в finance club кейсы по финансам. Это практически обычные классы - это нужно понимать. Также каждую неделю выступает очень много спикеров. Ты их тоже посещаешь и не оцениваешь как обучение, но это производит на тебя очень большое впечатление. Приезжают бывшие главы, президенты, СЕО, ключевые политики, например, к нам приезжал глава казначейства, который решал вопросы финансового кризиса; это интересные речи, панели - мы точно в России не видим и недооцениваем, насколько это здорово. А это почти каждый день в Yale. Я очень жалел, что во второй год мало посещал эти мероприятия из-за стартапа. Сами классы по обучению очень интерактивные, сильно отличаются от обучения в России. Там много прикладного и мало теории, иногда даже излишне мало, на мой взгляд, - надо найти баланс. Мои любимые классы: IPD (Interpersonal dynamics), этот же класс есть в Stanford и называется Touchy feely. Это полная копия Стенфордского класса: есть 3 часа занятий в группе на 30 человек, где вы обсуждаете, как люди чувствуют других людей, как коммуницируют, как они друг друга понимают - некая теория по EQ, а дальше по 3 часа каждую неделю вы сидите в кружке 12 человек и даете непрерывно друг другу обратную связь, что вы думаете, чувствуете и т.д. Это очень специфичный класс. Это очень интересно и правда меняет тебя. Звучит это странно и со стороны выглядит как нечто среднее между кружком у психотерапевта и каких-то фриков, но со временем ты легче выражаешь несогласие, признаешься в обиде или уязвимости. Мы не привыкли в жизни так выражать себя, а после курса такое для тебя становится возможным.

Даже как СЕО компании я могу сказать, что слова подчиненного обидели меня, а дальше ты ему объясняешь почему. Мы часто замалчиваем что-то, а этот класс тебя меняет. Там очень много откровений: люди рассказывали про своих родителей, межрасовые проблемы, вскрываются какие-то маленькие моменты, на которые ты вообще внимания не обратил, а они важны другому человеку и влияют на всю коммуникацию. Глобально класс построен по следующей схеме: мы знаем, почему мы что-то говорим, но не знаем, как другой человек отреагирует. Другой человек знает, как на него это повлияло, но не знает истинных причин, почему другой это сказал, и происходит сращивание того, что сказал, и что чувствует - это правда очень интересно. Например, мне просто говорить прямую четкую “корректирующую” обратную связь, но я не умею мягко, витиевато, комфортно до людей доносить информацию. Кому-то наоборот проще. В течение десятка сессий мы учимся выражать себя и слышать других в новом непривычном для себя ключе.


Чем вы занимались в свободное время?

Спортом. Немного путешествий по стране. Много социализации. МВА – это в принципе про социализацию, даже если тебе хочется почитать или поучиться, но нужно взаимодействовать с другими людьми - таких встреч очень много. На мой взгляд, это тоже неотъемлемая часть бизнес-обучения. После бизнес-школы - твои нетворкинг скиллы точно заметно улучшаются.


Студент Yale – как вы можете охарактеризовать его?

Это обязательно супер приятный человек. Вообще Yale – это про взаимоотношения, чтобы комфортно, мягко, приятно, корректно донести, про team work, про то, что ты не можешь быть jerk. Второе – это про non-profit и social impact, как это повлияет на poverty, education, ведь не только профит нужно максимизировать. Миссия школы – это лидерство for business and society. На мой взгляд, школа сейчас претерпевает трансформацию, она была исключительно про society, а сейчас подключила и бизнес. В этом смысле она становится стандартной бизнес-школой, ее выпускники устраиваются в лучшие компании, этим объясняется ее взлет в рейтингах, но в некотором смысле она стала терять свою уникальность. Однозначно это школа про global view, у нее есть сеть с 30 другими школами, есть глобальные программы.

Обучение оправдало ожидания?

Да. В моем случае это было до безобразия дорого: не работаешь, платишь, не трудоустраиваешься после, никакого буста в зарплате от этого напрямую не происходит, и на поступление и обучение я потратил больше 3х лет. Но это оправдало ожидания - я очень доволен. Объективно ты меняешься, меняется твой взгляд на мир, на коммуникации. В некотором смысле, ты просто получаешь новую жизнь, нового себя. С глобальной точки зрения, ты лучше понимаешь, как мыслят разные нации, какие экономические и политические силы есть в мире, традиции. До обучения все американские фильмы кажутся немного ненатуральными, а потом ты понимаешь, что в США все так и есть. Само собой, ты лучше начинаешь коммуницировать. После школы ты лучше понимаешь бизнес. Поэтому я очень доволен, мне это однозначно помогло, я рад, что эти 2 года я был в США.


Что вы можете сказать тем, кто сейчас только начинает этот путь?

Очень хорошо сказал выпускник одной школы: дорогу осилит идущий. Надо осознавать, что большинство поступающих – это очень умные и очень амбициозные люди, при этом многие никуда не поступят. Здесь важно, как ты работаешь над ошибками, их осмыслением. Очень легко себя переоценить, при этом вы конкурируете с абсолютно такими же людьми по всему миру, и нужно выигрывать на осмыслении пути. Это главное, что меня подпитывало: смогу ли я пройти дальше остальных, потому что каждая новая попытка – это еще один сдавшийся человек. В стартапах все то же самое. Здесь нужны мотивация и целеустремленность, несмотря на постоянные факапы.

Да, еще могу сказать, что поскольку я сам и преподавал, и возглавлял образовательную компанию, я понимал, как построено обучение - нужно уметь работать со своими ошибками и делать из них выводы. Считаю, что это мне сильно помогло в вопросе подготовки к экзаменам.

Есть ли что-то еще, что вы хотите сказать?

Да, я искренне считаю, что надо ехать учиться на два года, а не на один. Мы не раз об этом говорили с ребятами из России. В первый год ты только чуть-чуть меняешься, намного серьезнее трансформация происходит во второй год. Иначе тебе легло осмысление, но уже нужно возвращаться и выходить на работу. Думаю, что лет через 7-8 я снова поеду учиться, уже на год, но тоже full-time, с полным погружением.

И последнее, что я хотел бы сказать. Я думал, что Value МВА – это 33% про трудоустройство, 33% про обучение и 34% – все остальное. Сейчас я вижу, что 50% - это трудоустройство, это действительно очень важно, 20% - это академическая часть, и 30% – все остальное.

Благодарим Евгения за интервью и фотографии из личного архива.
Успехов и удачи Вам!

Назад