Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Интервью выпускника University of Glasgow, MSc 2018


Выпускник University of Glasgow, Александр Ваниев, дал интервью компании MBA Consult об учебе и жизни в Глазго.

Представьтесь, пожалуйста, и расскажите о себе.

Меня зовут Александр Ваниев, мне 26 лет. Я родился во Владикавказе, в настоящее время проживаю в Глазго. Являюсь soft skills фриланс-тренером, преподаю для взрослых и молодежи (в частности, для членов студенческих организаций). Первое образование получил в МГТУ им. Н.Э. Баумана по специальности «Проектирование и технология электронно-вычислительных средств», или в переводе на английский - «Computer engineering and technology».

Почему вы решили получать образование за рубежом?

Я долгое время состоял в студенческой международной организации «Board of European Students of Technology» (BEST), и это позволило мне много путешествовать по Европе, общаться с разными людьми, узнавать новые культуры и взгляды на жизнь. Поэтому меня заинтересовали такие программы обмена, как Erasmus и Erasmus Mundus, ведь обучаясь на бакалавриате и магистратуре, студент может учиться и проходить стажировки в разных странах. Ближе к пятому курсу я понял, что было бы круто поучиться за рубежом, но у Бауманки на тот момент было мало программ обмена – только получение двойного диплома и, к сожалению, не в той сфере, которая была мне интересна. Плюс я упустил дедлайн, и надо было искать что-то другое. Одна моя знакомая училась по программе Erasmus Mundus и детально рассказала мне о ней. Мне понравился тот факт, что можно учиться 4 семестра в четырех разных локациях с одной и той же группой людей – для меня это звучало как мечта.

Для многих получение образования – это ступень на пути к чему-то, а в моем случае само обучение за рубежом уже было тем, к чему я стремился. Мне хотелось международного опыта обучения и просто бытового опыта жизни за рубежом. То есть одна цель была связана с получением опыта, а вторая уже – со сменой специальности.


Почему вы выбрали именно University of Glasgow? Рассматривали ли что-то еще?

Еще во время обучения в Бауманке я подавался на смежные программы магистратуры (Joint Master Degrees) Erasmus Mundus в инженерных специальностях, связанных с энергетикой и т.д. Я подавался 3 года подряд и каждый раз пролетал из-за большой конкуренции. В третий раз я подавался уже не на инженерную специальность, а на программу, связанную с образованием, а именно «International Masters in Adult Education for Social Change». Координатором этой программы оказался University of Glasgow с весьма престижным факультетом образования (School of Education), первым по Шотландии. Также для меня не имело значения, где учиться: в Австралии, Америке, Азии, Европе – я был открыт ко всему.

Расскажите подробнее о процессе поступления.

Я подавался три раза, и каждый раз надо было подтверждать уровень английского через IELTS, писать motivation letter/personal statement и т.д. На третий раз я поступил и получил оффер, но у меня не было стипендии. Я не хотел терять возможность учиться, начал искать спонсора и вышел на грантовую программу «Глобальное образование». Я поступил на программу самостоятельно, мой университет входил в список вузов программы, а предоставляемая сумма покрывала все расходы. Теперь после обучения по программе «Глобальное образование» я должен предоставить оригинал диплома об окончании учебного заведения, обязательно вернуться в Россию и 3 года работать на одну из организаций-работодателей.

Какова стоимость обучения?

На удивление, моя программа была одной из самых дешевых – 16,000 фунтов. На других факультетах ребята платили больше 27 000. Мне очень повезло, что выделяемых ГО денег хватило ровно на покрытие моей программы.

Кстати, в Шотландии очень много социальных льгот для своих граждан. В Шотландии очень многое завязано на комьюнити, у них бесплатное начальное, среднее и высшее образование и медицина. Интересный факт: для шотландцев бакалавриат бесплатен, а магистратура достаточно дешевая. Я платил 16,000, а шотландцы – 5,000 или 8,000, если это бизнес-специальность. У многодетных семей есть льготы, и студенты платят 1,500 фунтов. Если бы я был студентом из ЕС, я бы платил те же самые деньги, что и шотландцы, но если я из Англии, то я плачу 16,000 фунтов, как иностранный студент.

«Глобальное образование» уже предложило варианты по работе?

ГО не гарантирует трудоустройство, но очень способствует: они взаимодействуют с НeadНunter, продвигают резюме, общаются с работодателями, предоставляют нужные контакты, даже есть программа «Карьерный марафон» (серия вебинаров от экспертов в области трудоустройства). Но все же это задача, в первую очередь, выпускника найти работу. Если человек не устроится в течение трех месяцев после возвращения в Россию, то он нарушает договор и должен заплатить в 3 раза больше, чем было выделено на образование.


С какими трудностями вы столкнулись во время обучения? Были ли они?

Да, были. После Бауманки обучение здесь было как в другой реальности. Сразу по приезду началась Freshers’ Week – неделя, во время которой университет активизирует все свои ресурсы (особенно студенческие организации) для помощи в интеграции новичков в студенческую среду. Самый большой challenge состоял в том, что количество информации и мероприятий просто колоссальное.

Второе - сам учебный процесс. Моё первое техническое образование не отличалось разнообразием педагогических методов: лекции, семинары, лабораторные, практика, курсовая работа, диплом. Все заранее придумано до тебя, поэтому сложно что-то подвергать сомнению. Здесь же, в социальных науках (Social Sciences), критическое мышление очень приветствуется.

Мне очень понравился курс ‘Psychology of Adult Learning’. Профессор давала нам огромное количество теории, но в очень сжатом формате, и приветствовала критическое отношение к теориям. В Social Sciences очень сложно 100% доказать определенную теорию, поэтому здесь очень приветствуется критического мышления, навык которого развивается через эссе и диссертации (за время обучения у меня не было ни одного экзамена, только эссе!). На удивление, до этого я ни разу в жизни не писал эссе для академических целей! Слава богу, что университет имел отдельную структуру академической поддержки студентов под названием LEADS – Learning Enhancement and Academic Development Service. Она помогает студентам прокачивать study skills, а именно: essay writing, dissertation writing, math and statistics – очень базовые вещи, которые необходимы для успешной учебы.


Расскажите об инфраструктуре на кампусе.

У нас волшебный кампус, его многие сравнивают с школой Хогвартс и часто используют для свадебных фотосессий. Если загуглить University of Glasgow, то вы увидите главное здание с его визитной карточкой – Sir Gilbert’s Tower. Кампус стоит на холме и башня видна отовсюду, я даже с самолета ее видел, когда впервые подлетал к городу. Также меня поразило здание библиотеки, которая стала моим вторым домом. Там я проводил большую часть времени, особенно во время написания эссе и диссертации. Библиотека работает с 7 утра до 2 ночи, а во время экзаменационной сессии аж 24 часа в сутки! Здание разделено на 3 уровня: зеленый (где можно говорить в полный голос), янтарный (можно говорить шепотом) и красный (нельзя говорить). Здесь 11 этажей и самое классное, что Глазго видно на 360 градусов. Также у нас великолепный спортивный комплекс, куда студенты могут бесплатно ходить до двух часов дня. Если доплатить всего лишь 25 фунтов, то можно ходить круглый год с 6 утра до 10 вечера.


Какие существуют варианты размещения? Где вы жили?

Я жил в университетском student accommodation. По аналогии с Россией и студенческими общежитиями я думал, что это будет самый дешевый вариант, но самым дешевым оказался именно private housing (где студент берет все риски на себя). Я жил с тремя соседями и платил 140 фунтов в неделю за отдельную комнату с душем и общей кухней (для Шотландии это дорого). Некоторые платили 115 фунтов в неделю, но у них был общий душ. Если бы я заново поступал, я бы 100% пытался найти private house, чтобы существенно сэкономить: вместо 560 фунтов в месяц я мог платить 250-350 фунтов (это цены для Шотландии, конечно, а не для Лондона).

Расскажите о любимых профессорах и любимых курсах.

У меня было два любимых курса и профессора. О первом курсе я уже говорил - это был курс по психологии, Psychology of Adult Learning, его вела профессор из США. Одно из домашних заданий было очень необычное эссе. Это был онлайн-диалог, где нужно было обсуждать с напарником по e-mail или WhatsApp определенную тему, затем скомпилировать переписку в эссе, добавить references (ссылки на библиографию) и академически оформить работу. Мне импонировала академическая свобода у профессоров. Второй курс вела наша programme-leader, профессор из Ирландии (надо отметить, что в Университете Глазго именно из Шотландии было мало преподавателей, и это было хорошо в связи с особенностью акцента). Курс назывался “Curriculum Development in Adult Education” и был посвящен вопросам разработки и улучшения учебного плана. Мы готовили демо-версии уроков на любую тему в группах из четырех человек. Кстати, на этом курсе мы писали одно из моих любимых за весь год эссе по философии обучения: нужно было связать свою преподавательскую практику с предпосылками обучения и с философской точки зрения обосновать, для чего вы преподаете, что вами движет в вопросах образования.


Были ли у вас стажировки во время обучения?

Конкретно на моей программе у меня была практика или Adult placement. По сути это была практика преподавания в определенном секторе, которая длилась весь год с ноября по май, но даты можно было варьировать. В мае нужно было сдать отчет и critical essay. В начале семестра мы заполняли форму, где отмечали сферы собственных интересов. Ранее у меня был опыт преподавания студентам и старшеклассникам, и мне очень хотелось поработать с другой аудиторией. Мне предложили стажировку в Lifelong Learning Centre в секторе Community Education. Это центр обучения для всех возрастов: от детей до пожилых граждан. Моей целевой аудиторией были люди от 40 до 60 лет, желающие трудоустроиться или найти новые жизненные возможности. Чаще всего, взрослые студенты были направлены карьерным центром; и они не учились в университетах или колледжах и часто работали до этого на низкооплачиваемых должностях. Программа называлась “Time For a Change” и была направлена на повышение уверенности в себе и поиск интересных им занятий (работа, волонтерство и т.д.). Я обучал их публичным выступлениям, тайм-менеджменту, работе в команде – непосредственно soft skills. Для меня это было большим вызовом, ведь мне 26 лет, а им от 40 до 60, но самым сложным, помимо возраста аудитории был их сильный шотландский акцент. За эту программу я не получал денег - это было волонтерство, плюс я волонтерил в International cafe, вел курсы разговорного английского для мигрантов и беженцев. К сожалению, университет не предоставляет нам стажировку после обучения, только во время. С другой стороны, у университета есть очень сильная карьерная поддержка от Career office, которым выпускники могут пользоваться два года после выпуска.


Какие отношения сложились с одногруппниками?

Моя программа по большей степени рассчитана на шотландцев. В нашей когорте было всего 15 человек, из них три иностранных студента: два из России и один из Пакистана. Плюс большинству из учащихся было за 30 лет (только пятерым было до 30). У нас была только пара обязательных предметов для диссертации, мы встречались очень редко, поэтому нельзя было сказать, что у нас сложилась очень дружная группа. Тем не менее, мы состоим в хороших отношениях и время от времени мы встречались.

Александр, возвращение в Россию – это только лишь необходимость?

На данном этапе вернуться нужно по условиям ГО, иначе это нарушение. С другой стороны, технически ГО позволяет работать дистанционно, если официальный работодатель зарегистрирован в России. Но мне кажется важным, чтобы знания студентов-победителей ГО далее внедрялись в практику в России. В какой-то степени мне даже хочется вернуться.

Где бы вы хотели работать?

Я хочу дальше развиваться в сфере высшего образования. Наверное, мечта является работать в сфере академической поддержки студентов (тот же LEADS, о котором я рассказывал). Для этого надо отлично знать свой предмет, уметь его преподавать. Такие сервисы находятся у нас в России в зачаточном состоянии и то в ведущих вузах России: МГУ, Вышке, Сколтехе, Иннополисе, ИТМО. В простых вузах это не так распространено.

Какие перемены уже произошли в вашей жизни после окончания программы?

После года обучения у меня точно повысился навык критического мышления. Когда я веду тренинги, я всегда предоставляю ссылки на надежные источники и стараюсь находить валидность любых материалов, которые я преподаю. Также я стал чаще рефлексировать о процессе преподавания, связывать свою практику с моей философией.

Второй аспект - это восприятие культуры западных стран. Теперь в странах Европы я воспринимаю красоты как роскошь и богатство, построенное на костях бывших колоний. К слову, это одна из причин, почему мне не очень нравится Лондон.

Третий момент связан с гендерным и социальным равенством. В России очень патриархальное сообщество, а Великобритания – родина феминизма. Наконец, я стал по-другому относится к защите окружающей среды, экологии и также к тому, что именно я ем – я делаю маленькие шаги на пути к вегетарианству.

Если подытожить, то после года жизни в UK у меня произошла трансформация личностей, интересов, вкусов; появилось множество фильтров, и я начал по-новому воспринимать реальность.


Подводя итог, поделитесь советом с теми, кто сейчас подаётся на зарубежные программы, выбирают университет, как им обратить на себя внимание приемной комиссии?

Во-первых, главное – это быть честным с самим собой и понять, является ли образование ступенькой на пути к цели, или же интересен сам опыт обучения за рубежом. Это очень большая инвестиция времени, денег, энергии и нужно три раза подумать, рационально это, или же цели можно достичь, поработав в компании X на позиции Y, и выйдет ли быстрее и эффективнее. То же самое относится к диплому. Многие думают, что зарубежный диплом очень ценен, но мне кажется, не все российские работодатели ценят его – ведь зачастую достаточно просто корочки, как факта получения высшего образования. Поэтому надо быть честным с собой.

В моем случае была смена сферы профессиональных интересов с инженерного дела на образование, поэтому мне нужно было получить изначально академический опыт. Мотивационное письмо нужно писать искренне - я хотел донести не просто, что я подхожу для программы, а для чего мне это нужно, что я привнесу своим обучением в университете, почему мне нравится преподавать и т.д. Важно разобраться в своем предназначении. Если это грамотно донести, вы сможете завоевать приемную комиссию. Это особенно важно при подаче на стипендию - надо максимально много времени уделить написанию мотивационного письма. Я давал свой personal statement на фидбэк трем людям, но я также рекомендую отдавать письмо на пруфрид человеку, работающему в HR секторе.

От себя желаю удачи в поступлении в зарубежный вуз! А если вы сомневаетесь, стоит оно того или нет, то спешу вас заверить, что каким бы не были программа, вуз или страна, оно всегда того стоит!

Благодарим Александра за интервью и фотографии из личного архива.

Успехов и удачи Вам!

Назад