Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Гонка, которой нет конца

Гонка, которой нет конца

Скудное финансирование и прижимистые спонсоры до недавнего времени были в порядке вещей в европейских бизнес школах. 

Но сейчас ситуация меняется. Война за талантливых студентов для курса MBA продолжается, и Европе не хватает самой важной составляющей победы: недостаток финансирования не позволяет привлечь на свою сторону именитых профессоров и учащихся. К примеру, в элитных бизнес школах США ежегодное финансирование составляет в среднем 478 миллиона долларов, для Европы же этот показатель в десять раз меньше . «Европейским институтам остается только завидовать своим более удачным собратьям за океаном», - говорит Дон Кирквуд(Don Kirkwood), ответственная за развитие в London Business School (LBS).

В чем же причина этого финансового неравенства? Ответ следует искать в области традиций. Любая американская бизнес школа может обратиться за помощью к выпускникам и получить средства благодаря пожертвованиям или же претендовать на часть наследства через завещание. Выпускники считают это своим долгом. В Европе этой традиции нет. «В Европе не существует традиции частных взносов и пожертвований на развитие высшего образования», - говорит Лора Тайсон (Laura Tyson), бывший ректор LBS и действующий профессор Haas School of Business. «Так что бизнес школам приходится рассчитывать только на плату за обучение и программы для руководящих работников, а не на пожертвования спонсоров», - добавляет она.

А как это делается в США?

В силу своей относительной молодости, большинство европейских бизнес школ не обладает таким источником финансирования, как выплаты по завещанию, в то время как подобные дотации служат одним из основных источников дохода американских коллег. А это означает только одно, всё финансирование, которое поступает в европейские бизнес школы, уходит на текущие расходы.

Но европейские бизнес школы не спешат записывать себе проигрыш в этом вопросе. Они подходят к этому вопросу креативно: сами пытаются установить традицию спонсорства среди выпускников и корпоративных инвесторов в образование, т.е. повторить то, что годами использовали американские коллеги. В некоторых школах новаторство не идет дальше создания накопительных фондов за счет взносов учащихся и выпускников. Другие идут на больший риск: например, уходят от традиционного метода избрания и назначения ректора или открывают кампусы и офисы за океаном, там, где живут выпускники. И благодаря этим шагам они уже в самом начале получают неплохие результаты.

В 2006 году французская школа INSEAD предприняла решительный шаг и назначила на пост ректора американского бизнесмена Френка Брауна (Frank Brown), у которого не было никакого опыта научной и преподавательской деятельности. Руководство школы рассудило, что человек с опытом Брауна, а это 26 лет службы в компании PriceWaterhouseCoopers, за которые он прекрасно овладел искусством устанавливать партнерские отношения с любыми фирмами, прекрасно справится с главной задачей, а именно займется вопросом финансирования и создания фондов. Некоторые выпускники же считали, что Брауну не продержаться и года.

Простая мысль

Но сейчас Браун уже 18 лет занимает пост ректора, и его назначение уже не кажется чем-то абсурдным. Когда он только взялся за дело, годовой доход школы составлял 75 миллионов евро или 119 миллионов долларов. Сейчас этот показатель возрос до 110 миллионов евро или 174 миллионов долларов. Подход Брауна весьма прост. Не надо скрывать от выпускников и спонсоров, на что именно тратятся деньги. «Мы объясняем значение дополнительного финансирования для школы, считаем их инвесторами», - говорит Браун. Браун доволен развитием ситуации, но он ещё не достиг всех преимуществ, которые есть у американских бизнес школ. «Часто приходится действовать со связанными руками, пока нам это не плохо удается, но я надеюсь, что ситуация будет развиваться в лучшую сторону», - говорит он.

Надеясь повторить успех INSEAD,прошлым летом LBS выбрала ректором Робина Буханана (Robin Buchanan), старшего партнера в компании Bain & Co. «Помимо огромного опыта работы, Робин обладает обширным списком деловых контактов», - говорит Кирквуд.

Несомненно, главный приоритет Буханана заключается в улучшении финансового положения школы, но руководство возлагает эту ответственность не только на его плечи. За несколько прошедших лет студенты активно стали вносить средства на нужды школы, общими усилиями классов удалось создать определенный резерв средств для школьных грантов. Кирквуд считает, что единственный способ увеличить финансирование LBS, которое составляет около 7,9 миллионов фунтов или 16 миллионов долларов, - это сравнить его с другими школами. «Мы против конкурентной борьбы в сфере MBA», - говорит она.

Новые кадры для поднятия фонда

Ректор без педагогического опыта - это редкость даже для американских бизнес школ, однако, по мнению Тайсон, в том, чтобы привлекать человека со стороны, но с определенным опытом ведения дел, есть здравый смысл. Особенно, когда вопрос стоит о финансировании и бюджете. «Ректоры из деловых кругов помогают школам наладить отношения с бизнес-сообществом и получить необходимое финансирование»,- говорит она.

В ESADE, бизнес школе в Барселоне, предыдущий ректор Хавьер Мендоса (Xavier Mendoza) позаимствовал опыт американских коллег и два года назад начал программу по увеличению финансирования. На сегодняшний день 28 международных корпораций готовы инвестировать в школу около 2,5 миллионов евро на протяжении последующих четырех лет. В число этих компаний входят IBM, Deloitte, и Nestle. Мендоса настроен весьма оптимистично. «Нас ждет несомненный успех», - говорит он.

Но не только традиция сбора пожертвований или отсутствие таковой препятствует обогащению бизнес школ в Европе и достижению уровня финансирования американских бизнес школ. Бюджеты европейских бизнес школ, прежде всего, рассчитаны на покрывание текущих расходов, а уже во вторую очередь распределяют средства на создание фондов и будущее финансирование. Ректор INSEAD Браун следующим образом формулирует проблему: «Мы не можем гарантировать стабильный и одинаковый поток средств каждый год. Если текущие фонды тратить на зарплаты преподавателям, то мы не сможем гарантировать их стабильность. Сбор средств в INSEAD в данное время направлен на увеличение материальной базы, но не все европейские школы могут себе это позволить.

Открываем представительство в Нью-Йорке

Но как бы то ни было, это не свидетельство того, что школы не задумываются о своем будущем. На самом деле некоторые школы, в том числе Cass Business School, IESE и INSEAD, пытаются добиться признания в США. «Повышение репутации и установление дружеских отношений с инвесторами - важные элементы сбора средств, - говорит ректор LBS Буханан. - Америка в этом отношении стратегически важный объект». В этом году LBS откроет свой офис в Нью-Йорке, где надеется установить сотрудничество с корпорациями и выпускниками. Но они не будут пионерами в этом деле.

Прошлой осенью IESE открыла офис недалеко от центра Манхэттен и образовала сообщество выпускников, которые занимаются сбором средств для школы на территории США . Помощник ректора и директор офиса IESE в Нью-Йорке Эрик Вебер (Eric Weber ) считает, что его работа только начинается. «Я вижу, что нам удастся запустить различные финансовые программы с помощью выпускников и компаний, которые помогут собрать средства для развития нашего представительства в США». После совещание с выпускниками Вебер считает, что некоторые проекты на территории Америки будут весьма успешны. «В разговоре с ними я понял, что они готовы следовать традиции финансирования школ, в которых учились. Они обещают не скупиться», - говорит он.

Длинный путь к успеху

Также, чтобы усилить свою репутацию в Северной Америке, IESE намерена запустить программу для руководящих работников в этом году в Майами. Эта программа будет составлена для специалистов, которые намереваются работать в странах Латинской Америки. «Компании уже слышали о нас, но не представляют, что именно мы готовы им предложить. Мы же сможем обслужить своих клиентов в Америке лучше, чем из Европы», - говорит Вебер. Он надеется, что благодаря представительствам в Нью-Йорке и Майами компании лучше познакомятся с испанской школой. Вебер говорит, что ещё рано судить о результатах, но он настроен весьма оптимистично. «Предстоит долгий путь», - говорит он.

Но если цель этого пути - превзойти или хотя бы догнать школы уровня Harvard, то гонка никогда не закончится (Harvard Business School ежегодно получает 2,8 миллиардов долларов). Но по мере совершенствования системы и осознания выпускниками необходимости жертвовать средства школе, вполне вероятно, что за ближайшие 20 лет уровень финансирования европейских бизнес школ достигнет показателей американских коллег. Это не будет слишком просто, но курс выбран правильно.

По материалам сайта businessweek.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги