Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Эссе: производим неизгладимое впечатление

Эссе: производим неизгладимое впечатление

Представьте себе, что вы находитесь на изысканной коктейльной вечеринке, и вам надо произвести на приветливых, но уставших хозяев неизгладимое впечатление, при этом та же задача стоит перед вашими лучшими коллегами. Каждый из вас многого достиг и обладает широким кругом интересов, но по окончании вечера влиятельные хозяева запомнят лишь некоторых. Когда наступит ваша очередь общаться с хозяевами, вы вцепитесь им в галстук и будете перечислять, каких успехов достигли в работе и учебе? Будем надеяться, что нет.

Скорее всего, вы постараетесь их очаровать, сделаете комплимент дому, коснетесь интересных обеим сторонам тем, расскажете несколько историй на ваш выбор и покорите их своим энтузиазмом. В каком-то смысле ваши эссе выполняют ту же задачу межличностного общения: они должны подчеркнуть ваши особенности, чтобы вы смогли выделиться среди остальных кандидатов в выбранную вами бизнес школу, а не пересказать резюме.

Создать маркетинговое обращение

Процесс написания эссе начинается с самоанализа, этим этапом нельзя пренебрегать. Прежде, чем вы начнете писать, даже прежде, чем вы узнаете вопросы эссе, создайте свое короткое маркетинговое обращение, которое объединит все основные аспекты (сильные стороны, ценности, опыт, интересы), о которых вы хотите рассказать в заявке. Снова представьте себе коктейльную вечеринку. Время ваших хозяев ограничено. Они должны успеть побеседовать со всеми гостями до того, как вечер закончится. Так как у вас не будет возможности поведать им свою биографию, то, что вы скажете, должно быть единым лаконичным многоплановым обращением, которое хозяева будут помнить и после того, как поговорят со всеми приглашенными. Не торопитесь, обратитесь за помощью к семье и друзьям; ваше обращение должно отражать ключевые уникальные аспекты вашей профессиональной, личной, общественной жизни и учебы.

Создавая свое маркетинговое обращение в бизнес школу, вы должны понимать, что заявка это ваша пропаганда, а не отчет о самооценке, школьное сочинение или исповедь. Но пусть метафоры из сферы маркетинга не вводят вас в заблуждение. Жизнь большинства брендов коротка, они надоедливы и узконаправленны. Вам следует этого избегать. Все iPad компании Apple и все кроссовки Nike по сути – одни и те же. Но двух одинаковых людей не бывает.

Думать о себе как о бренде – первый шаг к фальсификации и отказу от самоанализа. Не надо тратить время, выясняя, что школы «хотят услышать» или какие карьерные цели нынче в моде. Вместо этого поймите, что вы - уникальная личность, которой отчаянно необходимо сообщить что-то приемной комиссии. И это что-то – не просто потребность получить МВА, а ваш интересный уникальный опыт.

Маркетинговое обращение должно основываться на четырех-пяти аспектах, вокруг которых можно построить эссе. Если в результате у вас вышло что-то вроде «я прирожденный лидер с сильными аналитическими навыками и социальной ответственностью», значит, вы мыслите слишком широко. Ваше маркетинговое обращение не должно превышать 140 знаков. Если оно длиннее одного-двух предложений, приемная комиссия может не так его понять или быстро забыть. Ключевые аспекты обращения должны быть достаточно многоплановы и показывать вашу роль в профессиональной, частной и общественной жизни. Другими словами, вы не только лидер тестовой команды в Qualcomm; еще вы американец норвежского происхождения, который вырос в Эквадоре, увлекается таксидермией и занимается обучением детей иммигрантов в Knowledge Trust Alliance.

Если вы напишете в заявке, что вы банкир или менеджер по маркетингу, то приемная комиссия получит, в основном, верное представление о ваших профессиональных качествах. Если вы работаете в такой традиционной для МВА сфере как консалтинг и банковские инвестиции, то в вашем обращении должно рассказываться об аналитических качествах и владении квантитативными методами. При этом вы должны включить те аспекты, которые обычно не ассоциируются с вашей профессией: креативность (увлечение плетением корзин), примеры социального воздействия (краткосрочная подготовка фермеров в Малави) или неожиданный профессиональный опыт (вы работали учителем географии). Необычное детство или семья, редкое хобби или международный опыт – все это сбалансирует вашу традиционную заявку и объединит информацию в единое обращение.

И наоборот, если ваша профессия необычна (например, связана с некоммерческим сектором или творчеством), то вам придется сбалансировать заявку с помощью аспектов, которые покажут, что вы владеете численными методами, аналитическими навыками и умением вести бизнес. Вместо «удостоенный наград фотограф, афроамериканка, выросла в Португалии, организовала церковный хор» обращение должно выглядеть так: «выросла в Лиссабоне, афроамериканка, фотограф, руководит собственной медиа-студией, где работают пять человек, управляет финансами церкви, прихожанкой которой является». Ваша цель не просто выделиться и создать сбалансированную заявку, но и убедить приемную комиссию в том, что вы – подходящий кандидат.

Не стоит это делать в одиночку. Собственной оценки отличительных сильных сторон может быть недостаточно, чтобы обратить на себя внимание, особенно если вы представитель обширной демографической группы. Очевидно, что кандидат из категории «мужчина, техническое образование, Индия» будет подчеркивать в заявке тот факт, что он окончил известный своими строгими критериями Indian Institute of Technology, в школе был капитаном крикетной команды и занимался организацией культурного фестиваля, а также быстро получает повышения в Intel. К сожалению, в ведущих школах такой блестящий опыт является нормой среди кандидатов из Индии, работающих в сфере информационных технологий. Чтобы создать действительно особенное маркетинговое обращение, наш кандидат должен копнуть глубже – возможно, отметить необычные аспекты своего воспитания (преодоление препятствий, не связанных с учебой, культурные, географические или религиозные особенности) или редкие хобби и увлечения.

Ваше маркетинговое обращение должно показывать, кто вы есть на самом деле. Не пытайтесь искусственно раздуть какой-то аспект, например интернационализм или креативность, если у вас нет достаточно примеров, подтверждающих это. Помните, каждый аспект вашего обращения должен быть достаточно глубок, чтобы на его основе можно было написать полноценное эссе.

Нет необходимости определять ваше маркетинговое обращение с самого начала. Если вам так проще, начните процесс с подбора примеров из профессиональной, личной и общественной жизни: каким опытом вы гордитесь, какие ситуации наиболее точно вас характеризуют. Что эти примеры о вас говорят? О каких ценностях или качествах свидетельствуют? Ответы на эти вопросы и станут основой вашего маркетингового обращения. Главное, чтобы вы подошли к написанию эссе, выбрав 1) аспекты, которые позволят вашей заявке выделиться, и 2) примеры, которые их проиллюстрируют. С чего начинать, выбирайте сами.

По материалам сайта poetsandquants.com.

Назад