Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Эготисты наступают: что делать бизнес школам?

Эготисты наступают: что делать бизнес школам?

Бизнес школы столкнулись с проблемой. Все большее число студентов MBA из поколения нового тысячелетия (рожденные с 1977 по 2000 гг.) проявляет ярко выраженную тенденцию к эготизму. Почему эта тенденция так тревожна? Потому что эготизм вреден для организаций, а еще он подрывает доверие к школам и портит их репутацию.

Самовлюбленные студенты используют других, проявляют высокомерие и заносчивость, не склонны к пониманию и сочувствию. Они плохие командные игроки, в то время как работодатели делают акцент на способности работать в команде. В своих неудачах эготисты винят других и незаслуженно приписывают себе чужие успехи, они бурно реагируют на критику и обладают завышенной самооценкой. Удивительно, но в аудитории они нередко проявляют себя лучше, чем другие студенты, так как это временная рабочая среда. Обычно за короткий период времени эготисты производят благоприятное впечатление, демонстрируют высокие результаты и берут инициативу в свои руки, подобно начинающим лидерам (хотя эготист-лидер вполне может привести организацию к катастрофе).

В компаниях эти выпускники бизнес школ становятся самовлюбленными менеджерами, создающими напряженную атмосферу. Эготисты считают, что «им все дозволено», и нередко принимают рискованные и противоречащие нормам этики решения (было даже высказано предложение, что кризис произошел по вине самовлюбленных выпускников бизнес школ). Их гиперчувствительность к критике может стать настоящей проблемой для наставников, особенно на этапе оценки результатов. Поэтому бизнес школы не могут просто закрыть глаза и продолжать принимать таких людей.

Плохая новость: долгосрочные исследования показывают, что уровень эготизма возрастает, самовлюбленность становится одной из превалирующих черт студентов бизнес школ. Хорошая новость: хотя изменить личность сложно, школы могут предпринять определенные меры по улучшению ситуации.

Лечение эготизма

Лечение эготизма в бизнес школах должно происходить на двух уровнях - на уровне администрации и на уровне преподавателей - поскольку для решения проблемы требуется участие обеих сторон.

Во-первых, школы должны отслеживать заявки, поданные самовлюбленными людьми. Один из способов это сделать – предлагать кандидатам психологические тесты, например, Narcissistic Personality Inventory. Другой эффективный способ – интервью с кандидатами (при этом следует помнить, что при недолгом общении эготисты производят хорошее впечатление). Несколько десятилетий назад этот метод вполне успешно использовали медицинские школы для отбора более коммуникабельных студентов. Во многих бизнес школах и сейчас проводятся интервью, но самовлюбленных студентов на них не отсеивают, ведь самопрезентации эготистов обычно успешны.

Во-вторых, лечение эготизма в бизнес школах должно включать в себя сдерживание инфляции оценок - роста успеваемости на фоне понижения уровня знаний. Одним из многих негативных ее последствий стало увеличение претензий со стороны самовлюбленных людей. Школам необходимо изменить способы оценки качества преподавания, что значительно повлияет на баллы студентов. В последние десять лет все больше компаний начинают использовать метод «360 градусов» для оценки своих сотрудников; в нем есть такие критерии как академическое портфолио и замечания коллег. Более точный подход к оценке качества работы позволит преподавателям уверенно ставить эготистам такие баллы, которые они считают нужными, не опасаясь, что низкая успеваемость студентов снизит их шансы попасть в штат.

В качестве дополнительной меры можно принимать только тех студентов, которые прошли стажировку и/или имеют опыт обучения за рубежом. Благодаря стажировкам студентам будет легче войти на рынок труда. Кроме того, они особенно полезны тем кандидатам, у которых еще не было работы, с которой можно было бы начать строить карьеру. Ожидания эготистов относительно карьерного успеха – насколько быстро и легко они смогут найти работу и получить повышение – завышены по сравнению с ожиданиями их коллег. И когда самовлюбленные люди сталкиваются с суровой реальностью, результатом обычно становятся гнев, депрессия и тревога. У студентов, прошедших стажировку, более реалистичные представления о работе. Опыт обучения за рубежом поможет расширить горизонты: узость взглядов часто соседствует с эгоцентризмом. Обучение в менее развитой стране поможет развить чувство сопереживания, которого так часто не достает самовлюбленным людям.

Чтобы развивать способность к сочувствию, студентов можно вовлекать в учебные проекты, связанные с социальными службами, ими можно заниматься с преподавателем в индивидуальном порядке. Многие студенты, принимавшие участие в проектах такого рода, рассказывают, что этот опыт изменил их мировоззрение, сделал их более чуткими к положению тех, кому меньше повезло в жизни. Вслед за многими прогрессивными компаниями можно использовать ролевые игры: они помогут, например, изменить отношение к сексуальным домогательствам на работе (из-за чувства вседозволенности эготисты могут позволить себе подобное). Кроме того, регулярная оценка одногруппников поможет выявить самовлюбленное поведение, которое не замечает преподаватель. Не менее важно уменьшить размер учебных групп: так преподавателям будет легче увидеть проблему и вмешаться.

Чтобы общество продолжало «лицензировать» бизнес образование, школам надо вернуться к подготовке сотрудников, которые будут учитывать интересы многочисленных акционеров, а не исключительно свои.

По материалам сайта businessweek.com


Назад