Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Дилемма кандидата: как выбрать среди ведущих бизнес школ?

Дилемма кандидата: как выбрать среди ведущих бизнес школ?
На пути в бизнес школу поступающих ждет множество затруднений: низкий балл GMAT , выбивающееся из общей картины эссе, неудачное интервью. Так что кандидаты не считают серьезной проблему выбора программы МВА. Джил Эйал (Gil Eyal) тоже так думал. Ему отказали в Harvard Business School и Wharton School при University of Pennsylvania, зато он поступил в Kellogg School of Management при Northwestern University и Chicago Booth School of Business.

Выбирая между Kellogg и Booth , программами первого эшелона, которые располагаются недалеко друг от друга, Эйал старался действовать стратегически. Он посетил обе школы, чтобы почувствовать их уникальную атмосферу, поговорил с главами приемных комиссий обеих программ и обратился за советом к брату, выпускнику Booth . В итоге, Эйал выбрал Kellogg. Несмотря на расположение школы ( Kellogg находится на окраине Чикаго в Эванстоне, а Booth в центре города) и потерю связи с людьми, которые помогали ему принять решение, именно в Kellogg он сможет достичь карьерных целей – и это стало решающим фактором. «На мой взгляд, бизнес школа – это катапульта, - говорит Эйал. – Мне нужна такая программа, которая придаст мне наибольший импульс идти вперед. Выбирая бизнес школу, выясните, где вы получите больше возможностей и сможете быстрее развивать карьеру». Это только один из аспектов, хотя и весьма важный. Ниже приводятся другие факторы, которые кандидаты должны учесть при выборе бизнес школы.

Посещение кампуса

Если кандидаты еще не посетили кампусы программ, из которых выбирают, они должны это сделать, чтобы самим увидеть, где располагается школа, изучить учебный план, пообщаться с профессорами. «Визит на кампус – это единственный способ познакомиться с культурой на программе, которая отличается во всех школах, - говорит Род Гарсия ( Rod Garcia ), глава приемной комиссии в MIT Sloan School of Management . - Сравните - что заявляет школа и что говорят студенты – так вы узнаете, насколько реальность соответствует ожиданиям». «Как только кандидата зачисляют на программу, у него появляется право задавать более сложные вопросы, о которых он не мог заикнуться, когда его судьба находилась в руках приемной комиссии, - замечает Грэм Ричмонд ( Graham Richmond ), генеральный директор консалтинговой компании в сфере бизнес-образования Clear Admit . – Например, можно встретиться с представителями службы карьерного развития и попросить список выпускников, работающих в отрасли, в которую вы хотите устроиться после получения степени MBA . У зачисленных кандидатов есть возможность оценить школу, посетив ее специальные мероприятия и собрания клуба выпускников».

Рейтинги

Большинство экспертов советует кандидатам использовать рейтинги в ходе первоначального сбора информации о школах, чтобы решить, куда подавать заявку. Но они настаивают, что как только кандидата зачислили, он должен забыть об опросах. «Самая большая ошибка кандидата – это принять решение на основе рейтинга, - утверждает Чираг Сарайя ( Chirag Saraiya ), глава нью-йоркской компании Training the Street , которая проводит в ведущих бизнес школах семинары о торговом балансе и финансовых моделях. – Школа не ограничивается строчкой в рейтинге». «Вместо того чтобы беспокоиться о месте в списке, кандидаты должны проверить, насколько соответствует действительности информация о программах, и определить, сдерживают ли школы свои обещания», - добавляет Гарсия.

Грэм Ричмонд считает, что с помощью рейтингов можно определить, насколько перспективна та или иная программа, однако он подчеркивает, что они не должны влиять на итоговое решение. «Найдите в себе смелость оторваться от рейтинга и выбрать в школу, которая вам подходит, - говорит он. – Нередко кандидаты придерживаются школы, которая стоит первой в их списке, но стоит им поступить в учебное заведение, которое оказывается выше в рейтинге, как они пересматривают свое решение – и совершенно напрасно».

Деньги

Известно, что учеба в бизнес школе требует крупных инвестиций, и денежный фактор важен при выборе между школами. И все же большинство экспертов подчеркивает, что наличие финансовой помощи и стипендий не являются главным аспектом. «Гораздо важнее то, насколько программа соответствует кандидату и его потребностям», - подчеркивает Род Гарсия.

Будущее

Выбирая программу, кандидаты должны задуматься о своем будущем. В идеале они должны были это сделать еще тогда, когда рассказывали о своих карьерных целях во вступительных эссе. «Самое верное решение принимает тот, кто четко знает, чего хочет достичь, - говорит Тревор Нельсон ( Trevor Nelson ), инструктор TTS . – Если кандидаты понимают, чем будут заниматься после выпуска, они могут соотнести специализацию школы со своими потребностями. Какая школа поможет им выйти на компании и выпускников в выбранной отрасли? Какая программа добилась наибольших успехов в трудоустройстве на желаемую работу?» «Кроме того, кандидаты могут пройти неофициальное собеседование в компании, куда они планируют устроиться, и узнать, что работодатели думают о программах, на которые их  зачислили, - советует Ричмонд. – Также стоит узнать, где живут выпускники. Если большинство магистров делового администрирования остается в городе, где расположена школа, а кандидат предпочитает жить в другом месте, ему стоит пересмотреть свой выбор».

Личные ощущения

И наконец, решая, где учиться, кандидаты должны выяснить, какая школа подходит им больше всего. Они должны чувствовать себя комфортно как среди других студентов, так и в выбранной сфере. Тимоти Хэнлон (Timothy Hanlon), старший менеджер по дизайну и прикладным инновациям в Royal Bank of Canada, выбрал Rotman School of Management при University of Toronto, которую окончил в 2007 году , отвергнув приглашение Ivey School of Business при University of Western Ontario. Ему было важно чувствовать себя комфортно на программе. «Определите, что вы хотите вынести из опыта, полученного в бизнес школе, - говорит он. – Разные школы предлагают разные возможности, но только вы знаете, чего хотите и что вам нужно». Род Гарсия  подчеркивает, что кандидатов не должны сбивать с толку известные бренды и мнение других людей. Они должны сконцентрироваться на своих мыслях и чувствах: «Не существует лучшей в мире бизнес школы. Лучшая школа – это та, которая больше вам подходит».

По материалам сайта BusinessWeek
Назад