Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Чем помог финансовый кризис бизнес школам

Чем помог финансовый кризис бизнес школам

Подробнее о поступлении в бизнес-школу Вы можете узнать на Дне открытых дверей 14 апреля. Полная информация о мероприятии и регистрация здесь

Как бы парадоксально это не звучало, кризис может оказаться лучшим, что происходило в сфере бизнес-образования за долгое время. Он выявил, какие бизнес-модели оказались неэффективны или хуже того – деструктивны, и продемонстрировал несостоятельность распространенного корпоративного мировоззрения, согласно которому успех измеряется стоимостью акций – а уже потом стоимостью организации, рабочей силы, клиентов и общества в целом.

Чтобы изменить ведение бизнеса, мы должны изменить его преподавание. Некоторые школы, включая Carey Business School при Johns Hopkins University, уже начали этот процесс. Новая программа Carey, Global MBA, стартовавшая осенью прошлого года, была создана во время кризиса, ее цель – формирование направленного на общество бизнес-образования, а значит, и деловых практик. Даже почтенная Wharton School, старейшая бизнес школа в США, планирует ввести изменения, позволяющие сделать акцент на «инновациях, международной перспективе и культуре, направленной на общественную пользу».

Два крупных проекта в учебном плане двухлетней программы Carey full-time Global MBA иллюстрируют «бизнес, помнящий о человечестве». Студенты проводят время между занятиями на первом году обучения в Перу, Руанде, Кении или Индии, помогая местным сообществам развивать бизнес-планы. Позднее студенты погружаются в аудиторный проект по коммерциализации изобретений и открытий, сделанных учеными и инженерами Johns Hopkins. Социальный акцент лежит в основе философии не только full-time Global MBA, но и магистерских программ part-time в деловом администрировании, финансах и других дисциплинах школы.

Таким образом, смена вектора в бизнес-образовании началась. Разумеется, это длительный процесс, учитывая сколько времени акцент делался на, так называемую, «науку бизнеса». Возможный путь решения проблемы – объяснять студентам, что международный пейзаж изменился. США все еще остаются крупнейшей мировой экономикой, но уже не главенствуют на мировой арене. Китай, Индия и другие страны стали активно пробиваться в ранг ведущих экономических держав. Кроме того, быстрота и легкость современных коммуникации и поездок привели к большей независимости стран, людей, бизнеса и культур. Будущие клиенты и, возможно, будущие деловые партнеры, находятся почти на любом континенте. Бизнес – это больше не прерогатива Уолл-стрит в США, он есть в любом переулке в любом, большом или малом, сообществе в мире.

В самом деле, мы все присоединились к «гонке по направлению к глобальному сознанию», по выражению известного футуролога и экономиста Джереми Рифкина (Jeremy Rifkin), которая приведет к «эмпатийной цивилизации», то есть цивилизации, признающей ожидания всех людей и необходимость заботы о нашей хрупкой планете. Такова ключевая концепция, на основе которой бизнес школы и студенты смогут создать методы ведения бизнеса, которые бы воплотили в жизнь видение Рифкина блага для общества и для компании: приносить пользу другим и параллельно получать прибыль.

Слишком долго бизнес школы сводили свою миссию к обучению определенным навыкам. В этом подходе акцент делался на бухгалтерском деле, маркетинге, финансах и подобных дисциплинах, а лидерство определялось как компетенция, основывающаяся на умениях. Разумеется, «наука» бизнеса важна и является необходимым компонентом программы. Однако, возможно, более необходимыми для лидера XXI века являются эмоциональный интеллект и качества, представляющие собой «искусство» бизнеса. 

Самые главные из них:

• интеллектуальная гибкость, свойственная ученым способность жонглировать разнообразными идеями и помещать их в широкий контекст;

• культурная грамотность, знание обычаев и истории обществ во всем мире, особенно в странах, которые становятся частью мирового рынка;

• знание этики и понимание ситуаций, в которых мельчайшие этические конфликты, если не принять меры, могут привести к краху организации;

• способность ясно выражать идеи;

• оптимизм, творческий подход, готовность работать в команде, желание вести за собой.

Изменение подходов к бизнесу и бизнес образованию не может быть достигнуто в кратчайшие сроки, но пора начать прилагать усилия, особенно это касается бизнес школ. На смену методам, которые, как показал кризис, оказались провальными, должен прийти новый тип бизнес-лидера, разбирающегося в культурах, надеждах и потребностях людей в нашем быстро меняющемся и сближающемся мире.

По материалам: chronicle.com


Назад

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных