Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Бизнес-школы Центральной и Восточной Европы выходят на мировой уровень

Бизнес-школы Центральной и Восточной Европы выходят на мировой уровень

Хотя бизнес-школы в Центральной и Восточной Европе относительно молоды, они осознают, насколько важно привлекать специалистов в области менеджмента из-за рубежа, чтобы поддерживать в регионе экономический рост. 

Пусть их репутация и известность далеки от славы конкурентов в Северной Америке и Западной Европе, они успешно применяют стратегию интернационализации и уже добились определенных результатов.

В Центральной и Восточной Европе насчитывается около 200 бизнес-школ разного уровня. В докладе 2010 года QS Global 200 Top Business Schools для Европы упоминаются пять бизнес школ региона, две расположены в Греции, это ALBA Graduate Business School и Athens University of Economics and Business (AUEB), две – в Венгрии, Corvinus School of Management и CEU Business School , и одна – в Польше, Warsaw University of Technology ( WUT ) Business School . В докладе указана и Московская школа управления «Сколково».

QS MBA Fair: Топовые бизнес-школы мира в Москве (Регистрация)

QS 1-2-1 Connect: Интервью с представителями лучших бизнес школ мира (Регистрация)

«Десятилетиями школы стран Центральной и Восточной Европы не могли выйти на международные рынки образования в сфере менеджмента, но теперь мы восстанавливаем позиции в глобальной экономике», - отметил профессор Витольд Орловский, директор WUT Business School.

Растущий интерес иностранных студентов к программам МВА в этой части Европы объясняется, в том числе, более низкой стоимостью обучения – это ключевой фактор для всех учебных заведений региона.

«Сегодня при выходе на глобальную арену эти школы пользуются значительным конкурентным преимуществом. Другими словами, лучшие программы МВА в странах Центральной и Восточной Европы не уступают по качеству известным центрам образования Западной Европы, но значительно дешевле», - заявляет Орловский.

Петер Мориц, управляющий директор Corvinus School of Management, считает, что тяжелая экономическая ситуация, с которой столкнулись страны Евросоюза в данный момент, делает их программы МВА еще более актуальными: «Как приспособиться к быстрым изменениям или решать вопросы, связанные с культурой и политикой? Теперь с этими аспектами легко соприкоснуться на практике в странах Центральной и Восточной Европы. Едва ли наш регион станет менее привлекательным в ближайшие несколько лет».

«Очевидно, что бизнес-школы Центральной и Восточной Европы не успели приобрести репутацию, которую можно было бы сравнить с брендами школ Западной Европы. Это самый большой недостаток местных программ MBA. К счастью, он постепенно пропадает», - считает Витольд Орловский.

Другая причина, которая объясняет рост популярности бизнес-школ в Центральной и Восточной Европе, состоит в том, что регион предлагает прекрасные возможности трудоустройства выпускников. «Сегодня экономика региона развивается быстрее, чем в большинстве передовых стран, поэтому здесь больше потенциал развить карьеру», - поясняет Мария Финдрик, профессор экономики в CEU Business School.

Греция: уроки MBA в эпицентре финансового кризиса

«Этот регион, и в частности Греция, изобилует специалистами мирового уровня в сфере науки и техники. Предпринимательство динамично развивается и намерено выйти на мировую арену, это касается не только добывающей промышленности, но и высоких технологий, например, новых материалов и микроэлектроники, - объясняет Николаос Милонопулос, адъюнкт-профессор информационных систем и помощник декана в ALBA Graduate Business School. - Внимание, которое Греция привлекает к себе сегодня, негативно и даже угнетающе и совсем не идет нам на пользу. Иностранные кандидаты, которые мало знают о греках и Греции, не думают о нас в первый момент, когда речь заходит о заявке на программу МВА. Но студенты из Африки, Ближнего Востока, Восточной Европы и Центральной Азии понимают, что нельзя полностью полагаться на образы, преобладающие в глобальных СМИ, и более объективно воспринимают ситуацию».

Школа ALBA, занимающая 31 место в Европе в рейтинге доклада QS Global 200 Top Business School, привлекает иностранных студентов, в том числе, за счет корпоративного партнерства с разными компаниями Греции и других стран региона.

Если вы хотите выйти на глобальную арену, то «интернационализация» исключительно важна. На международную программу MBA в Athens University of Economics and Business (AUEB) подают заявки кандидаты из более 20 стран. Приблизительно 50% набора на программе full-time состоит из иностранных студентов, а многие греческие студенты жили, учились или работали за рубежом. В школе применяется индивидуальный подход, который находит отражение в гибкой системе занятий, развитии личных навыков каждого участника, тренингах службы карьерного развития и мероприятиях, в которых участвуют глобальные корпоративные лидеры.

«Периоды кризиса наступают, если созданы условия и основа для будущих возможностей. Во время обучения (на греческом языке) иностранные студенты получают уникальный шанс изучить экономический кризис, находясь в условиях этого кризиса. Во время постоянных перемен и глобальных проблем обучение на практике становится необходимостью. Кандидаты понимают, что пора менять мировоззрение, и им интересны программы, которые помогают в этом», - считает профессор Григорий Прастакос, ректор AUEB.

Учитывая, что многие регионы мира, включая Центральную и Восточную Европу, столкнулись с кризисом трудоустройства, ценность диплома МВА возросла, так как компании поняли, насколько важны сотрудники, которые могут сразу же повысить эффективность деятельности организации.

«Работодатели заявляют, что «готовность влиться в работу» является одной из ключевых характеристик наших студентов. В 2010 году 95% выпускников  AUEB нашли работу в течение двух месяцев после выпуска», - добавляет Прастакос. Школа занимает 24 место в Европе в рейтинге QS.

Еще один способ конкурировать за место в высшей лиге международных бизнес-школ - разнообразить программу.

«В этом году мы значительно модернизировали наши курсы MBA, а также ввели новые программы: executive MBA и две магистерские – магистр международного бизнеса и менеджмента и магистр международного судоходства и финансов, - объясняет Николаос Милонопулос. – Благодаря этому смогли повысить стандарты качества, несмотря на кризис, и предложить программы, которые больше соответствуют опыту и предпочтениям нашей многообразной аудитории».

Идти в ногу с последними тенденциями в мире бизнеса

Еще одна стратегия – небольшой набор. «Мы работаем в относительно маленьких группах. Вместо 40-70 студентов мы решили ограничиться 25 на программе executive MBA и 30 на full-time MBA. Каждый год к нам поступает около 50 новых участников, половина из которых - иностранцы… На программе full-time MBA больше студентов с Ближнего Востока, из Северной и Южной Америки», - заметил Петер Мориц. Школа Corvinus School of Management занимает 50 место в Европе в рейтинге QS.

Идти в ногу с последними тенденциями в мире бизнеса исключительно важно, чтобы не отстать от лучших западноевропейских школ. «Мы постоянно дорабатываем наш учебный план, делаем акцент на таких темах, как корпоративная устойчивость, новые подходы к лидерству, информационные технологии, навыки общения и ведения переговоров», - добавляет Мориц.

CEU Business School, которая была основана в 1988 году в Будапеште, Венгрия, группой инвесторов, в том числе финансистом и бизнесменом венгерского происхождения Джорджем Соросом, считается самой популярной бизнес школой Центральной и Восточной Европы среди иностранных и местных копаний и занимает 22 строчку в рейтинге QS. В этом году учебное заведение поднялось на 17 позиций в европейском рейтинге по сравнению с прошлым.

Мария Финдрик, профессор экономики в CEU Business School, заявляет, что сильной стороной школы является акцент на глобализации, инновациях, предпринимательстве в поликультурной среде, интеграции глубоких теоретических знаний с лучшими практиками бизнеса, возможности участия в программах по обмену и стажировках в течение или по окончании учебы.

«CEU Business School – это американская бизнес-школа, зарегистрированная в США с международным профессорско-преподавательском составом, которая вручает американский диплом в Будапеште», - поясняет она.

Партнерские отношения с иностранными компаниями улучшают учебный план

В 2010 году польская бизнес-школа WUT заняла 23 место рейтинга QS, поднявшись на 12 строк по сравнению с 2009. Профессор Витольд Орловский заявляет, что доля иностранных студентов, которые составляют около половины набора на программе full-time МВА, выросла благодаря высокому рейтингу школы, а также в связи с тем, что в 2006 году она получила аккредитацию EFMD (EPAS).

WUT Business School поддерживает партнерские отношения с тремя зарубежными учебными заведениями:  HEC, London Business School и NHH - Norwegian School of Economics and Business Administration. «Без постоянной поддержки зарубежных партнеров мы бы не смогли создать программы МВА, известные на международном уровне. Двадцать лет назад в Польше, как и в других странах Центральной и Восточной Европы, отсутствовало современное образование в сфере менеджмента. Партнеры помогли нам разработать учебный план, набрать профессорско-преподавательский состав, определиться с форматом занятий и гарантировать высокое качество программы в целом», - подвел он итог.

По материалам сайта TopMBA.

Назад