Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Бизнес-школы: Почему они не оправдывают ожидания женщин

Бизнес-школы: Почему они не оправдывают ожидания женщин

Бизнес-школы учат, что чаще всего компании начинают терять позиции на рынке, когда перестают понимать своих потребителей. В случае резкого снижения продаж необходимо действовать быстро и профессионально, искать нестандартный подход к покупателю, отвечая его требованиям и даже его превосходя ожидания. Довольно известный прием успешного ведения бизнеса, не так ли?

Но не для самих бизнес-школ. Университеты, призванные поддерживать основы бизнеса, на деле не придерживаются того, что сами проповедуют, когда дело касается приема женщин. За несколько десятилетий MBA-программы не смогли привлечь значительного количества студентов женского пола, хотя приемные комиссии пытаются работать в этом направлении.

Нельзя сказать, что бизнес-школы закрывают глаза на проблему. Скорее, тех попыток, которые они действительно предпринимают – включая размещение фотографий женщин-руководителей в промо-материалах и на сайтах – просто недостаточно.

Такие организации, как Forté Foundation и National Association of Women MBAs (NAWMBA) частично финансируются бизнес-школами и действительно поддерживают ресурсы, помогающие студентам. Эти организации предлагают женщинам, получающим MBA, дистанционное и очное консультирование и поддержку по вопросам управления карьерой, включая статьи, оцифрованные записи радиопередач (подкасты), ежегодные конференции и ярмарки вакансий. Более того, такие ассоциации учреждают специальные стипендии для женщин, а также проводят встречи и информационные сессии для привлечения интереса к MBA-программам.

Тем не менее, количество женщин, стремящихся получить бизнес-образование, все еще слишком мало. В то время как в юридических и медицинских школах равенство полов будет вот-вот достигнуто, MBA-программы принимают всего лишь порядка 30-40% женщин в год.

Бизнес-школы упускают прекрасную возможность предложить женщинам то, что они недополучили, проходя университетскую практику: программы развития лидерских качеств, рассчитанные на женскую аудиторию. Как только заканчивается набор студентов и начинаются занятия, женщины, поступившие на программы MBA, сталкиваются с проблемами, о которых они подозревали еще до поступления.

Наиболее распространенные вопросы, которые задают женщины, обучающиеся на MBA:

- Возможно ли, чтобы люди испытывали ко мне симпатию и уважение одновременно?
- Как добиться того, чтобы меня воспринимали всерьез?
- Возможно ли иметь работу моей мечты и семью одновременно?
- Насколько я могу позволить себе быть женственной в этом, по большей части мужском, окружении?
- Как лучше всего вести себя в ситуации борьбы за власть между полами?
- Как я могу быть уверена, что проблема заключается в половой принадлежности, если уж на то пошло?

Бизнес-школы и тренинги для женщин

Женщинам, обучающимся по программе MBA, по сути негде и не с кем обсудить все эти вопросы, и зачастую они остаются один на один со своими проблемами. Здесь были бы полезны специальные тренинги, направленные на развитие у дам лидерских качеств посредством откровенных бесед за круглым столом или организации выступлений женщин, занимающих руководящие должности, а также путем знакомства студентов с консультационными услугами местных некоммерческих организаций, которые оказывают поддержку женщинам и девушкам в продвижении по карьерной лестнице.

Бизнес-школы также могли бы проявить креативность и совместить концепцию портала match.com с социальными сетями для того, чтобы студенты и выпускники могли выстраивать долгосрочные наставнические отношения, не требующие личного присутствия. Вне зависимости от предпринимаемых мер очень важно продолжить этот разговор и не оставлять без внимания вопрос соотношения полов до тех пор, пока мы не достигнем равенства.

Однако результаты совместного исследования Women and the MBA: Gateway to Opportunity, проведенного десять лет назад, отражают и сегодняшнюю действительность. Женщины явно чувствуют себя менее востребованными в бизнес-школах по сравнению с мужчинами и чаще говорят о том, как сложно им быть услышанными и что порой их точку зрения не принимают в расчет.

Тест GMAT: Почему женщины не стоят в очереди на сдачу

Женщинам также нужны профессиональные наставники и примеры для подражания в классе, где они всегда оказываются в меньшинстве. Если взять две топовые бизнес-школы – Columbia и Stanford – процент студенток в них будет 38% и 39% соответственно, согласно информации на 2012 г. В результате, большинство женщин покидают бизнес-школы, не имея четкого понимания того, как необходимо действовать, чтобы соответствовать требованиям корпоративной Америки.

Руководители университетов считают, что финансирования студенческой организации женщин в бизнесе или участия в деятельности Forté или NAWMBA вполне достаточно, но очевидно, что это не так. Культура бизнес-школ преимущественно мужская – известная своей агрессивностью, панибратством, пивной культурой – где царит дух беззакония (как гласит старая шутка, MBA расшифровывается как Married But Available - женатые, но доступные).

Более того, компания Catalyst недавно представила отчет "Неписаные правила карьерного роста" (Pipeline's Broken Promise), в котором говорится, что женщины, как правило, начинают работу после окончания MBA на более низких должностях по сравнению с мужчинами, даже в том случае, если они работают в той же стране, в той же отрасли и имеют такое же количество лет профессионального опыта. К тому же средняя заработная плата женщин, имеющих степень MBA, примерно на 4 600 долларов меньше, чем у их однокурсников мужского пола. Эти данные справедливы, даже если рассматривать мужчин и женщин, претендующих на высшие руководящие позиции отдельно, а также среди респондентов, не имеющих детей.

Не удивительно, что женщины не выстраиваются в очередь для того, чтобы сдать вступительный экзамен GMAT или пройти интервью на MBA программы.

Вместо того чтобы ждать и надеяться, что количество женщин на MBA-программах увеличится или соотношение полов в руководящем звене Америки со временем выровняется, бизнес-школам следует прилагать больше усилий для того, чтобы сделать MBA более привлекательным для женщин. Эти программы действительно играют важную роль в повышении статуса женщины в мире бизнеса, обеспечивая развитие недостающих компетенций. В частности, учебные планы бизнес-школ должны вооружить женщин специальными программами в области лидерства, управления рисками и ведения переговоров.

Специализированные лидерские программы позволят женщинам не только взять на себя ответственность за свою карьеру, но и полностью реализовать свой потенциал в процессе обучения.

Если Вы деловая женщина, которая находится в поиске программы MBA, которая изменит Вашу жизнь, Вам непременно нужно посмотреть это видео. Советы дают успешные выпускницы топовых бизнес-школ.

По материалам сайта forbes.com.


Назад