Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Бизнес школы ощущают нехватку иностранных студентов

Бизнес школы ощущают нехватку иностранных студентов

Официальные представители некоторых школ называют следующие причины этой негативной тенденции: повышение качества образования в неамериканских школах, ухудшение перспектив трудоустройства в США, а также расходы, связанные с учебой в американских бизнес школах.

Согласно данным аккредитующего органа Association to Advance Collegiate Schools of Business, в целом, доля иностранных студентов американских бизнес школ составила 24,8% в 2009-10 учебном году (по сравнению с 26,5% двумя годами ранее).

Более значительный спад наблюдается в тех школах, которые не делали такой же акцент на глобальной перспективе, как Harvard Business School и Wharton School при University of Pennsylvania, где набор иностранных студентов не изменился или даже возрос.

С резким уменьшением доли иностранных кандидатов столкнулась и Foster School of Business при University of Washington: в наборе 2012 года только 16% студентов не из США, это самый низкий показатель за последние десять лет.

Американские школы нуждаются в иностранных студентах: с их помощью они повышают престиж и международную репутацию своих программ, дают новый опыт выпускникам МВА, вносят разнообразие в группы, а также позволяют будущим магистрам делового администрирования развивать контакты за рубежом.

Только 60% иностранных студентов отправляют результаты GMAT в школы США, десять лет назад этот показатель составлял три четверти. Одна из причин – растущая конкурентоспособность азиатских школ, таких как China Europe International Business School в Шанхае, Nanyang Business School в Сингапуре и Hong Kong University of Science and Technology.

"Число заявок иностранных кандидатов в Foster School начало снижаться в 2007 году; особенно это касается студентов из Кореи и Японии, компании этих стран часто отправляли сотрудников за рубеж на программы МВА full-time", - отметил Дэн Постон (Dan Poston), помощник декана магистерских программ в Foster. Среди причин спада Постон называет мировой финансовый кризис и сокращение школьных стипендий.

Уменьшение иностранных заявок может негативно сказаться и на финансах школы: стоимость обучения в Foster для иностранных студентов, как и для всех студентов не из этого штата, выше. В этом году она составляет $37.419, в то время как студенты, проживающие в штате, платят $25.101.

Чтобы привлечь больше студентов из Кореи и Японии на программы Executive education, в следующем году Foster намеревается отправить представителей приемной комиссии в шесть зарубежных командировок, в прошлом году состоялось только две такие поездки. Образовательные мероприятия школы впервые пройдут в трех индийских городах: Бангалоре, Мумбаи и Дели.

Школа Foster выделила на это более $26.000, включая расходы на дополнительные поездки для проведения интервью с многообещающими кандидатами.

В Owen Graduate School of Management при Vanderbilt University 35% кандидатов в набор 2012 года составляют иностранцы. В 2008 году их было 39%.

Джон Редер (John Roeder), глава приемной комиссии Owen, отметил, что иностранным студентам после окончания бизнес школы стало тяжелее найти работу в США, и этот факт удерживает многих от того, чтобы подать заявку.

Аделина Чонг (Adeline Chong), студентка первого года обучения на программе МВА CEIBS в Шанхае говорит, что перед подачей заявки рассматривала такие школы, как Stern School of Business при New York University, Columbia University Business School и University of Chicago Booth School of Business. Но из-за неблагоприятных условий на рынке труда в США она решила поискать другие возможности.

"Когда я выбирала школу, то учитывала экономическую ситуацию в США, - объясняет тридцатилетняя Чонг. – Мне важно, насколько быстро я смогу найти работу". Аделина Чонг хочет развивать карьеру в области слияний и поглощений в телекоммуникациях и планирует остаться в Азии, по крайней мере, на несколько лет после окончания школы.

С прошлого года в зарубежных поездках представителей Owen для встреч с потенциальными кандидатами стали принимать участие и иностранные выпускники. На данный момент они посетили ряд стран, включая Россию, Перу и Германию; бюджет, выделенный на такие поездки, составляет около $10.000 в год.

Кроме того, Owen Graduate School of Management отобрала еще одиннадцать выпускников, находящихся в других странах, в том числе в Японии, Корее и Индии, для презентации школы на образовательных мероприятиях.

В Ross School of Business при University of Michigan количество иностранных заявок в набор 2012 года равно 53%, это на 6% меньше по сравнению с набором 2009 года.

"Американские студенты, которые в школе учились в одной группе со студентами из разных стран, охотно рассматривают возможности за рубежом", - заявила Суцзинь Квон Ко (Soojin Kwon Koh), председатель приемной комиссии Ross.

Школа Ross старается привлекать кандидатов из нетрадиционных для нее регионов - например, Турции и стран Африки. Студентов, которые проходят зарубежные стажировки, Ross привлекает к участию в образовательных ярмарках и выставках. Будущей весной запланировано восемь подобных мероприятий, это в два раза больше по сравнению с весной этого года.

Квон Ко считает, что благодаря этим усилиям доля иностранных заявок в набор 2012 года увеличилась до 53%, по сравнению с 46% в прошлом году. Но это все равно меньше, чем несколько лет назад.

В Fisher College of Business при Ohio State University объем иностранных заявок снизился с 38% в набор 2011 года до 27% в набор 2012. "Студенты из Китая, Южной Кореи и Тайваня подают все больше заявок в школы этих стран, так как там повышается качество бизнес-образования", - замечает Элисон Мерцель (Alison Merzel), глава приемной комиссии Fisher.

Бюджет Fisher College не позволяет увеличить количество зарубежных командировок, поэтому школа пытается привлекать иностранных студентов через online-ярмарки вакансий. В апреле школа Fisher приняла участие в такой ярмарке: члены приемной комиссии предоставили на вебсайт информацию, видеоматериалы и пообщались с кандидатами.

Хотя эта ярмарка предназначена не только для иностранных студентов, кандидатам со всего мира легко получить к ней доступ.

"Мы хотим развивать глобальную перспективу в Fisher College, - говорит Мерзель. – А без иностранных студентов это невозможно".

По материалам сайта online.wsj.com.

Назад