Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Бизнес школы беднеют?

Бизнес школы беднеют?

«Как и во многих небольших частных бизнес школах, бюджет Tuck School of Business при Dartmouth College в Ганновере, Нью-Йорк, в значительной степени строился на пожертвованиях, но в 2008 году разразился кризис, - рассказывает Стивен Лубрано (Steven Lubrano), помощник декана по вопросам управления и главный операционный директор Tuck. – Из-за экономического спада финансировать школу стало меньше выпускников и корпоративных спонсоров, и Tuck столкнулась с непростым вопросом: увольнять или не увольнять».

Зная, что сокращения негативно скажутся на сотрудниках в таком небольшом городе, как Ганновер, где и в лучшие времена было немного рабочих мест, все работники школы объединились в творческом поиске способов сокращения расходов и повышения эффективности. В конце концов, Tuck смогла снизить траты почти на 3% и избежать увольнений путем централизации системы переработки сырья школы, что сэкономило 7 часов работы уборщиков в неделю; создания финансовых центров, где несколько человек вели всю бумажную работу для сотрудников; сокращения числа рассылаемых печатных материалов с 55 до 10 в год; а также уменьшения количества поездок за счет видеоконференций и других технологий.

«Мы сказали сотрудникам, чтобы они не беспокоились о своих рабочих местах, но что им придется внести изменения в привычную деятельность, - подчеркнул Лубрано. – Узнав, что можно не бояться увольнения, они охотно поддержали предложенные меры».

Применить на практике то, чему сам обучаешь

В самом деле, бизнес школам США приходится применять на практике то, чему они учат: стать более гибкими – и творческими – чтобы пережить трудности финансового кризиса. К 30 июня 2009 года пожертвования университетам упали на 18,7% - это был самый неудачный год со времен Великой депрессии – и только сейчас начинают постепенно восстанавливаться. Кроме того, согласно отчету Центра бюджетных и политических приоритетов, в связи с бюджетными сокращениями во всех штатах Америки, в 43 из них было уменьшено финансирование высшего образования.

Некоторым бизнес школам, ввиду оскудения ресурсов, пришлось сократить персонал и отказаться от некоторых программ. «College of Business при Ohio University 12 ноября закрыл программу full-time MBA по причине «крупных бюджетных проблем». Кроме того, школа отказалась от двух направлений вузовских программ с небольшим набором студентов, а также перевела ряд сотрудников на другие должности в рамках университета», -  сообщил Хью Шерман (Hugh Sherman), декан бизнес школы Ohio.

Но на этом Ohio не остановилась. Чтобы получить большую прибыль и удовлетворить спрос, она расширила программы Executive, увеличила число программ part-time MBA с двух до шести и стала принимать больше иностранных студентов.

«Мы бизнесмены и обязаны быть стратегами, - утверждает Шерман. – Университеты же часто думают, что смогут услужить всем, но это не так».

Управлять ресурсами

Чтобы избежать увольнений и других чрезвычайных мер, многие бизнес школы проводят сокращения, минимизирующие ущерб, и перемещают ресурсы туда, где они больше всего необходимы. Например, Booth School of Business при  University of Chicago не набирает новых работников, сократила число временных сотрудников и тех, кто работает по контракту, отложила на неопределенный срок создание новых услуг – а для большинства поездок теперь требуется разрешение декана.

В то же время, Booth увеличила число сотрудников службы карьерного развития, чтобы развивать отношения с работодателями, а также продолжила финансировать студентов, которые хотят пройти стажировку в некоммерческой организации или нетрадиционной для программ МВА сфере. «Учащиеся знают, что мы полностью поддерживаем их в поисках работы и вкладываем больше средств в службу развития карьеры, сократив расходы на деятельность, не связанную со студентами», - говорит Стейси Коул (Stacey Kole), заместитель декана программ full-time MBA в Booth.

«Wharton School при University of Pennsylvania сделала акцент на приеме высококлассных преподавателей бизнеса и старается не сокращать расходы на службы, работающие со студентами. Однако другие статьи бюджета подверглись тщательному анализу», - заметил Питер Дегнан (Peter Degnan), вице-декан по вопросам финансирования и управления школы Wharton, которая пережила волну увольнений в подразделении executive education. Кроме того, школа добилась скидок от поставщиков и сократила расходы на поездки и развлечения.

Экономить на коммунальных платежах

Подобно американским семьям, которые не задерживаются в душе и выключают свет, когда уходят из комнаты, бизнес школы стараются сократить коммунальные расходы.

«В Harvard Business School поняли, что использовать кондиционеры или системы обогрева в то время, когда в школе не так много людей – это напрасная трата ресурсов и ущерб для экологии, - сообщила Меган Дагган (Meghan Duggan), помощник директора по вопросам устойчивого развития и энергии в HBS. – Хотя нескольким сотрудникам, которые работают в поздние часы, приходится одевать зимой свитер, а летом футболку, экономия достигает цифры с шестью нулями и стоит того. Простые изменения в поведении, которые не стоят и цента, могут оказывать значительное финансовое влияние».

Когда экономика стала подавать признаки жизни, необходимость в дополнительном уменьшении расходов отпала. По словам Дегнана, программы executive education в Wharton почти полностью восстановились, стабилизировались и пожертвования. Теперь, когда денег стало больше, школы начинают тратить. Booth, например, набирает недостающий персонал. Но очевидно, что школы не скоро вернутся к былому расточительству.

 «Мы продолжаем пристально следить за расходами, - говорит Питер Дегнан. – Еще не пришло время ослабить контроль над происходящим».

Финансовый кризис забудут нескоро. И дольше всего его будут помнить бизнес школы. Стейси Коул признает, что экономический спад отразился и на «моральном состоянии» сотрудников Booth, которым пришлось взять на себя большую ответственность: «Несмотря на все трудности, они объединились, чтобы гарантировать хорошие условия для студентов, и эти усилия не остались незамеченными. Мы не имели возможности финансово поощрить этих людей, зато написали личные благодарственные письма, думаю, раньше это следовало делать чаще. И мы еще теснее сплотились».

По материалам сайта BusinessWeek.

Назад

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги