Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Тренируем мозг для сдачи теста GMAT

Тренируем мозг для сдачи теста GMAT

Совместные исследования ученых в области психологии, нейробиологии, образования и генетики показали, что человека можно научить достигать очень хороших результатов в определенной области, даже если речь идет о сдаче стандартизированных тестов. 

Если вы убеждены, что не обладаете нужными способностями, вы можете значительно улучшить навыки прохождения тестов. И вот каким образом.

Сдать GMAT или любой тест, необходимый для поступления на программы уровня graduate, – посильная задача. Нет смысла говорить о большом конкурсе и о том, что для зачисления важно набрать определенное количество баллов.

Некоторые люди сдают тесты лучше, чем другие. Им это дано от природы. А тем, кого мысль о стандартизированном тесте приводит в ужас, придется потрудиться. Данная статья предназначена для тех поступающих в высшие школы, кому сложно проходить стандартизированные тесты и чьи интеллектуальные способности заслуживают более высокой оценки, чем та, которую ставит компьютер.

Существует множество превосходных компаний, помогающих подготовиться к сдаче конкретного теста – воспользуйтесь их знаниями и опытом. Тщательное изучение содержания теста по имеющимся у них материалам – один из лучших способов приобрести необходимую для его прохождения уверенность в своих силах. Зная, что вы прошли подготовку, вы будете чувствовать себя намного спокойнее.

Новые исследования показали, что можно натренировать собственный мозг.

Хорошая новость: вам не нужно смиряться с мыслью, что вы не способны сдать стандартизированный тест. Совместные исследования ученых в области психологии, нейробиологии, образования и генетики показали, что человека можно научить достигать очень хороших результатов в определенной области.

Из этой статьи вы не узнаете о том, как получить высокий балл за тест и какой подход следует выбрать при сдаче теста, чтобы добиться успеха. В основе этого материала лежат исследование и знания доктора Бенжамина Бернстайна (Dr. Benjamin Bernstein), карьерного консультанта и психолога, автора книги “Учебник по успешной сдаче тестов: как сохранить спокойствие и уверенность в себе и сконцентрироваться на сдаче теста” (The Workbook for Test Success: How to Be Calm, Confident and Focused on Any Test).

При написании статьи также использованы новейшие книги об обучении, такие как “Гений в каждом из нас” Дэвида Шенка (The Genius in All of Us, David Shenk), “Ключ к таланту” Дэвида Койла (The Talent Code, David Coyle), “Измени свой разум – измени свою жизнь” Дэниэла Эймена (Change Your Brain, Change Your Life, Daniel Amen) и более ранние работы, например, “Течение” Михая Чиксентмихая (Flow, Mihaly Csíkszentmihályi)

Теория доктора Бернстайна проста. Человек, подверженный слишком сильному или слишком слабому стрессу, показывает худший результат. Автор использует модель трехногого табурета, одна ножка которого представляет собой самообладание, вторая – самоуверенность, а третья – концентрацию внимания. Вместе они выполняют одну функцию, и, чтобы проследить динамику, нужно его сломать.

1. Почему излишнее беспокойство приводит к плачевным результатам?

Многие припомнят ситуацию, когда стресс помешал им достичь желаемых результатов. Страх перед публикой, завладевший вами перед выступлением с докладом в пятом классе, приступ паники перед важным собеседованием на работу, спортивным соревнованием или спором… Сорок лет назад исследователи пришли к выводу, что волнение мешает в учебе и снижает успеваемость. Не так давно было проведено масштабное исследование, когда крыс приводили в состояние повышенной нервозности. В результате эксперимента ученые пришли к выводу, что наша память хранит остаточное беспокойство со времен, когда ради выживания люди были вынуждены существовать в режиме “дерись или убегай, т.е. когда нам приходилось спасаться от саблезубых тигров или других хищников, предпочитавших человека мирно пасущимся антилопам.

Нейробиологи приписывают этот эффект работе лимбической системы человека, благодаря которой наши эмоции (страх) доминируют над структурами мозга, отвечающими за рациональное поведение. В результате такого эффекта стресс может иногда подстрекать нас к активным действиям, помогает взбодриться и достигать лучших результатов. В течение последних ста лет исследователи не раз находили подтверждение тому, что точка оптимальной производительности (называемая также “зоной”) приходится на момент высокого напряжения сил для решения задачи, требующего работы за гранью наших возможностей и рассматриваемого человеком как достижение.

Однако порой реакция нашей лимбической системы может быть чрезмерной: нам кажется, что мы недостаточно квалифицированны, а поставленная перед нами задача непомерно сложна. И тогда мы возвращаемся к своей первобытной сущности. В этот момент мы чувствуем себя оторванными от мира, утверждает доктор Бернстайн.

2. Оторванность провоцирует стресс, поэтому налаживайте связь с окружающим миром!

Кажется, куда уж проще: снизить уровень стресса и увеличить производительность, наладив связь с действительностью. А ведь задача не из легких. И все же используя такие когнитивные инструменты, как реструктурирование мыслей, или механизмы воздействия на физиологию человека – дыхательные техники, йогические практики и ряд других доступных нам упражнений – можно снизить частоту сердечных сокращений и вновь настроить разум на плодотворную работу. Главное здесь – осознать нарушение связи, чтобы начать двигаться в правильном направлении. Иначе можно оказаться в центре водоворота и в конечном итоге провалиться в кроличью нору, переполненную дурными мыслями (“Если я не сдам этот тест, кончу свои дни как побирушка под мостом”), утратить ясность мышления или вовсе выйти из игры.

gmat, экзамен gmat, тест gmat, сдача gmat

Если вам кажется, что ваша лимбическая система не забивает вашу сущность, тогда вы можете попытаться перебиться своими силами и справиться с поставленной задачей. Иногда так можно достичь желаемых результатов. Но цена вопроса высока, как и вероятность того, что вы не сможете проявить свои способности в полной мере во время сдачи теста. Доктор Бернстайн разработал серию упражнений, позволяющих сдающим тест избавиться от волнения и не терять связь с реальностью. К числу этих упражнений относятся брюшное дыхание, осознание собственной силы, освобождение от физического напряжения и установление связи со своими пятью чувствами. Но это лишь краткое перечисление некоторых испытанных техник; более подробную информацию вы найдете в “Учебнике по успешной сдаче тестов”.

3. Заглушите этот мерзкий внутренний голос, подрывающий вашу уверенность в собственных силах

Стандартизированные тесты могут истощить ваши запасы внутренних сил, и в первую очередь это относится к GMAT, компьютеризированному тесту, задания которого усложняются по мере его прохождения. Это повышает уровень беспокойства и приводит к оторванности. Потеря уверенности в себе заставляет тестируемого сомневаться в правильности его ответов, что не только отнимает драгоценное время, но мешает сконцентрироваться и в конечном итоге мешает вам набрать высокие баллы. Вы оказываетесь в том самом водовороте, и мерзкий внутренний голос, отвлекая вас, нашептывает: “Я плохо сдаю тесты”.

Давайте разложим эту мысль на составляющие. Фраза “я плохо сдаю тесты” подразумевает, что когда-то в прошлом вы плохо справились с тестовым заданием, а значит, вы плохо справитесь и с этим тестом, и с последующими. Подчиняясь этой мысли, вы забываете, что можно научиться делать что-либо по-другому, и не только по-другому, но лучше.

Недоброжелательный внутренний диалог – виток опасной спирали. Многим знаком этот громкий спор с самим собой, который непременно провоцирует беспокойство. Доктор Дэниэл Эймен, клинический нейробиолог, психиатр, работающий с детьми и взрослыми, и главный врач Клиники поведенческой медицины Эймена (Amen Clinic for Behavioral Medicine), использует термин “спонтанные отрицательные мысли” (Automatic Negative Thoughts) и советует избавляться от них для улучшения общего самочувствия. Он говорит: “Мысли имеют актуальные физические свойства… и оказывают большое влияние на каждую клетку нашего организма”. Так что “спонтанные отрицательные мысли” не только подрывают уверенность в себе, но и истощают наше здоровье.

Чрезвычайно полезны такие когнитивные инструменты, как позитивный внутренний диалог или испытание мысли (thought inquiry), когда вы задаетесь вопросом, правдива ли пришедшая в голову мысль. Можно напоминать себе (в случае необходимости постоянно), что вам под силу изменить собственную модель поведения, научившись думать по-другому. В ходе подготовки к сдаче теста нужно научиться учиться: вы должны поверить в свои силы, как спортсмен накануне важного соревнования.

Кроме того, вы можете обрести уверенность в собственных силах как тренируясь улучшать ваши способности, так и, представьте себе, делая ошибки.

4. Чтобы узнать больше, делайте больше ошибок

Как ни странно, в ошибках нет ничего плохого. Исследования подтверждают, что совершая ошибки, мы получаем прекрасную возможность отслеживать результаты обучения. Широко известно, что ошибки являются важнейшей частью учебного процесса. Введите в поисковую строку Google два слова – “mistakes” и “learning” – и вы получите 16 миллионов результатов.

Задумайтесь над тем, что хотя ошибки и не укрепляет веру в собственные силы, зато работа над ошибками и повторение пройденного – один из самых эффективных методов обучения.

В книге “Гений в каждом из нас” Дэвида Шенка говорится о том, что Майкл Джордан не смог попасть в университетскую команду после того, как провел лето в лагере для баскетболистов. Но впоследствии он добился намного большего, постоянно тренируясь и отрабатывая свои слабые стороны. В отличной рекламе Nike на YouTube можно увидеть его воодушевляющие слова:

  • За свою карьеру я пропустил более 9000 мячей. (I’ve missed more than 9,000 shots in my career.)
  • Я проиграл в более чем 300 играх. (I’ve lost almost 300 games.)
  • Двадцать шесть раз мне доверяли забросить решающий мяч. (Twenty-six times I’ve been trusted to take the game winning shot.)
  • И я промахивался. (Andmissed.)
  • В моей жизни было слишком много проигрышей. (I’ve failed over and over and over again in my life.)
  • И поэтому (And that is why)
  • Я – победитель (Isucceed.)
Понимание того, что в ошибках нет ничего страшного, помогает сохранить хладнокровие и заглушить голос внутреннего критика, справиться со “спонтанными отрицательными мыслями”. В “Ключе к таланту” Дэвида Койла приведено множество примеров, когда работа над ошибками вызывает электрические импульсы, которые улучшают работу мозга благодаря миелину, образующему электроизолирующую оболочку нервных волокон и делающему такие импульсы более продуктивными. “Чем больше воздействие на импульс, тем больше миелин оптимизирует этот импульс, и тем более сильными, быстрыми и непринужденными становятся наши движения и мысли”.

5. Обдуманные упражнения и концентрация как залог успеха

Осознание того, что вы можете учиться на ошибках, – путь к спокойствию и уверенности в себе. Теперь пришло время подытожить все вышесказанное и понять, как правильно сосредоточить внимание, особенно во время подготовки к тесту. Если тестируемый склонен к беспокойству, он может запросто потерять концентрацию при наличии сотен тысяч внешних раздражителей (источником многих из них может служить ваш смартфон).

В книге Дэвида Шенка “Гений в каждом из нас” убедительно доказывается, что обдуманные упражнения (“deliberate practice”) позволят отточить ваши навыки независимо от того, когда вы начнете. Даже взрослому человеку под силу контролировать этот процесс: важно иметь правильный настрой, использовать правильный подход к обучению и организовать себя. “Обдуманные упражнения – это намного больше, чем просто усердная работа, – пишет Шенк. – Наши мышцы и области нашего мозга приспосабливаются к предъявляемым им требованиям”. Нужно не просто нестерпимо хотеть чего-то, а иметь сильное “желание учиться”.

gmat, экзамен gmat, тест gmat, сдача gmat

Дэвид Койл приходит к схожим выводам в книге “Ключ к таланту”. Используя для наименования особенно эффективных методов обучения словосочетание “серьезные упражнения” (“deep practice”), он утверждает, что для совершения настоящего прорыва недостаточно только силы воли и концентрации. “Не все упражнения одинаковы… Некоторые из них – которые я назвал “серьезными” – позволяют улучшить способности человека в десять раз быстрее, чем более поверхностные”. Койл, как и Шенк, углубляется в исследования, доказывающие, что с помощью учебного процесса можно изменить работу мозга.

Представьте себе следующее. Существуют доказательства того, что мы можем натренировать наш мозг и лучше сдавать стандартизированные тесты. Можно натренировать мозг, чтобы улучшить концентрацию во время занятий и сдачи самого теста. Доктор Бернстайн утверждает, что полная концентрация является одним из важнейших условий успешной сдачи стандартизированных тестов, поскольку она позволяет человеку спокойно решать многоплановые задачи во время их сдачи.

6. Эффективная практика раскладывания работы на составляющие

Несмотря на сложность химических процессов, протекающих в мозгу человека, приятно осознавать, что наши предположения о собственных способностях не являются истиной в конечной инстанции. Так что же делать с этими всепоглощающими мыслями, если на протяжении десятилетий вы полагали, что плохо справляетесь с тестами?

Лучшие из компаний, помогающих подготовиться к сдаче тестов, прекрасно знают материал и структуру тестов и предлагают разложить его на составляющие. Артур Конан Дойль использовал термин “дедукция”, а для знаменитого баскетбольного тренера Джона Вудена (John Wooden) такая техника стала фирменным стилем.

Койл пишет, что Вуден стал великим тренером, потому что давал игрокам очень конкретные указания. “Этот, а не тот; сюда, а не туда”. Он замечал и фиксировал ошибки. Он учил по частям, используя техники, работающие для данной задачи. Вуден сформулировал законы обучения, объяснения, демонстрации, подражания, исправления и повторения. “Не ждите быстрого скачка – научитесь делать прогресс каждый день и по чуть-чуть! Только так можно добиться успеха, а когда это произойдет, ваши умения останутся при вас”, – написал он в своей книге “Советы Вудена” (The Wisdom of Wooden).

7. Разложить на составляющие означает замедлить, так что планируйте заранее

Научиться сдавать такие тесты, как GMAT – сложная задача, и вы, вероятно, скажете, что большинство студентов, которые хотят натренировать свой мозг, будут планировать свои действия загодя. Как игроки команды Вудена, они разложат задачу на мельчайшие составляющие и будут работать с каждой из них. Они смогут довести свои навыки до автоматизма, когда отработанные моменты будут зафиксированы подсознанием, и затем приступить к более сложным задачам. Они будут учиться ежедневно, отсыпаясь в перерывах между занятиями, а их мозг будет собирать информацию воедино и делать новые выводы.

Загвоздка в том, что перестройка мыслительной деятельности требует времени. Курсы подготовки к сдаче тестов могут длиться несколько месяцев, но этих месяцев вряд ли хватит на то, чтобы научить ваш мозг работать по-новому.

Обратитесь к инструкторам, помогающим подготовиться к сдаче тестов, и вы наверняка найдете того, кто вам поможет. Тест проверяет вашу способность мыслить в контексте заданной проблемы, что важнее правильного ответа, поэтому вам может понабиться кто-то, кто поможет научиться это делать. Такие специалисты также помогут вам научиться избегать ловушек, которые подстерегают ничего не подозревающих тестируемых. Наставник поможет вам организовать ваш мыслительный процесс и ответить непосредственно на заданный вопрос. Делайте ошибки, учитесь на них и продолжайте практиковаться.

Научиться учиться по-новому – долгий процесс. Однако исследования показывают, что наш мозг любит трудные задачи. “Лучшее происходит тогда, когда тело или ум человека напряжены до предела и хотят и видят необходимость в том, чтобы справиться со сложной задачей”, – говорит Михай Чиксентмихай, один из основоположников и исследователей психологии оптимального опыта.

Представьте, что вы участник марафона, “Тур де Франс”, большого турнира или премьерного представления. Что может быть приятнее, чем заставить себя совершить, казалось бы, невозможное? Ваш мозг отблагодарит вас за это.

Об авторе. Бетси Массар (Betsy Massar) – основатель и директор Master Admissions . Бетси закончила Vassar College и Harvard Business School и посвятила большую часть своей продолжительной карьеры работе в инвестиционной сфере на Уолл-стрит, в Азии и Силиконовой долине и написанию статей по финансовой тематике. Бетси помогает поступающим в бизнес школы со времени обучения на втором курсе Harvard Business School, она также является преподавателем ESL и пожизненным членом Hong Kong Foreign Correspondents Club.

По материалам сайта aigac.org.


Назад